Минские священники — о празднике и таинстве Крещения

Православные 19 января отмечают Крещение Господне, или Богоявление. О празднике и таинстве Крещения корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали священнослужители минских приходов.

Иерей Владимир Герасименко, настоятель Богоявленского прихода:

Праздник Богоявления учредили еще апостолы в память о крещении Господа в водах Иордана. Разумеется, Христос не нуждался в покаянии и омовении от грехов, как другие приходившие к Иоанну Крестителю. Наоборот, Иисус освятил Собою воду как основу жизни, явил Себя миру как Сын Божий и даровал церкви таинство Крещения.

Накануне праздника, 18 января, в храмах города после литургии служат чин Великого освящения воды, после чего ее раздают всем желающим. Таким же чином освятят воду и в сам день торжества. Потому нет разницы, когда ее брать, 18 или 19 января, и та и другая считается крещенской. Она восприняла в себя Божественную чудодейственную силу, потому считается агиасмой, то есть великой святыней. Из благоговения принимают ее натощак. А если особенно нуждаются в помощи Божией — при болезни, нападении злых сил — не колеблясь, в любое время дня и ночи. Крещенская вода способна отгонять бесовскую силу самых разных форм проявления. Поэтому нужно почаще кропить жилище. Где нет храмов и возможности причаститься, верующие стремятся хотя бы через крещенскую воду прикоснуться к святыне. Но напомню: ничто не заменит нам Тела и Крови Господа!

Хотелось бы развеять ошибочные мнения о купании в иордани — освященной проруби. Во-первых, недостаточно окунуться или облиться, чтобы считать себя крещеным. Во-вторых, такое погружение вовсе не очищает от грехов. То и другое возможно только в церковных таинствах крещения и покаяния.

***

IMG_1511

Единственный в городе храм, возле которого можно окунуться в специально построенную на открытом воздухе крещенскую купель, — Храм-памятник в честь Всех Святых (ул. Всехсвятская, 1). Мы задали несколько вопросов настоятелю прихода протоиерею Федору Повному.

— Есть ли смысл окунаться в крещенскую купель человеку некрещеному или неверующему?

Всегда говорю: «Приди и виждь». Попробуй! Потому что вера в Бога основана не на абстракциях, а на реалиях духовной жизни. Тут не наше желание или нежелание верить. Вера все-таки дар Божий. И нам трудно сказать, где Господь решит коснуться Своей благодатью сердца человеческого. Может быть, в той же купели, когда кто-то придет, попробует — и все проявится в его душе.

— Надо ли к такому купанию готовиться духовно?

Крещенская вода — великая святыня. Потому готовиться нужно: каяться, просить у Господа прощения. По примеру Крещения Господня мы погружаемся в эти воды иорданские, чтобы омыть не только свой дух, но и плоть. Чтобы получить благодать дара Святого Духа.

— Некоторые священники говорят, хорошо бы даже исповедаться перед погружением…

— Если есть такая возможность и желание, замечательно. Но навязывать это я не могу.

***

_MG_4987

Иерей Андрей Саврицкий, священник Всехсвятского прихода:

Крещение — первое таинство, благодаря которому мы входим в Христову Церковь и можем участвовать во всех остальных таинствах — покаянии, причащении, соборовании, венчании… В водах крестильной купели человек рождается духовно, Господь прощает прежние грехи, дает возможность начать жизнь с чистого листа.

Таинство состоит из наречения имени, молитв об изгнании злой силы, отречения от сатаны, обещания верности Христу, исповедания веры, освящения воды и елея и собственно Крещения. В древней Руси имя младенцу давалось на восьмой день от рождения. Оно избиралось строго по церковному календарю (святцам) в честь святого, память которого праздновалась в тот день. С момента наречения имени святой становится небесным покровителем крещаемого, а дата его памяти считается днем ангела, или днем тезоименитства — праздником не меньшим, чем день рождения. После наречения имени священник читает молитвы об изгнании злых духов, именем Божьим запрещает всякой дьявольской силе приближаться и прикасаться к крещаемому. А крещаемый, отрекаясь от сатаны и всех его дел, дает клятвы верности Христу. И это не просто традиция древнего чина, а очень серьезное обещание, за которое каждый даст ответ Богу. Далее крещаемый произносит Символ Веры — наше христианское кредо, краткое изложение основ православия. Освятив воду и елей, священник помазывает святым елеем воду, а затем крещаемого и трижды погружает его в купель. На крещаемого надевают белые одежды и крест.

Когда крестят младенцев, клятвы Богу дают восприемники (крестные родители), которые добровольно берут на себя заботу о духовном воспитании крестников. Малыш, принимающий таинство, еще не может осмыслить то, что происходит, однако его душа вполне способна воспринять Божественную благодать.

***

_MG_4968

Протоиерей Павел Латушко, настоятель прихода иконы Божией Матери «Взыскание погибших»:

Многие приглашают крестных, или восприемников, по принципу: добрые знакомые, родные, будут приходить, сидеть за столом, дарить подарки. А ведь важно совсем другое. Крестные — те, кто помогает маленькому человеку воцерковляться, вырастать в вере. Крестных нужно выбирать не потому, что они хорошие люди. Главное — чтобы это были церковные люди.

— Как взрослому приготовиться к таинству крещения?

В чем ошибка желающих принять крещение? Иные думают, что над ними будет совершено некое магическое действие. «Вот теперь, Боженька, ты должен мне помогать. Я покрестился, а ты делай для меня то, другое, третье…». Если бы такой человек осознавал, что может произойти с ним в купели! Ведь крещение — лишь одно из наименований. Это и просвещение, и рождение, и погребение греха — все, что Господь нам дает. Каждый может выйти из купели, словно рожденным заново — чистым, святым перед Богом. Однако семя веры, что всевается в таинстве, так и не даст ростка, если человек не осознает: «Теперь-то я, крестившийся во Христа (ставший христианином), должен жить совершенно другой жизнью». Но когда мы относимся к Богу только как к генератору гуманитарной помощи…

— Многие ждут, что отступят болезни, уйдут проблемы…

Мы идем к Богу ради Христа, чтобы быть со Христом, а не так, как писал святитель Дмитрий Ростовский: «Ищут Иисуса ради хлеба куса». Один путь — путь праведности, путь блаженства, когда все силы направляем к исполнению того, что Бог говорит. А Он говорит нам и дает заповеди, чтобы мы не страдали. Но как Бог может помочь человеку, если тот не хочет себя менять? Пренебрег — терпит наказание. Господь наказывает человека потому, что любит его. Возможно, через скорбные обстоятельства тот задумается: а правильно ли я живу?

— Имеет ли право совершеннолетний пригласить крестных родителей? Не перекладывает ли он в таком случае свою ответственность на них?

Отнюдь. Эти люди возьмут его за руку и поведут, как младенца, ко Христу. Ведь к каждому новопросвещенному не приставишь священника. Потому, считаю, очень важно, чтобы члены церкви стали восприемниками для новичка, помогли ему на этом пути.

— При крещении полное погружение принципиально важно?

Далеко не в каждом храме есть для него условия. Таинство от этого не перестает быть полноценным. В церковном предании сохранилось история об иудее, желавшем принять Христа непременно в Иерусалиме. Шли через пустыню, а по дороге на путников напали разбойники. Он лежит израненный, жить остается недолго, умоляет: братья, крестите меня. И его крестили… песком. Епископ Иерусалима признал таинство подлинным.

Фото Тамары Хамицевич

Самое читаемое