МИНСКИЙ МАСТЕР. Лучший столичный продавец продовольственных товаров

Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с контролером-кассиром ОАО «ЦУМ Минск» Илоной Леонович, которая вошла в число победителей конкурса профессионального мастерства «Минский мастер — 2016».

— Работников торговли у нас в семье раньше не было, так что профессию выбирала абсолютно самостоятельно, — рассказывает Илона. — Правда, по диплому я не продавец и не кассир — окончила Минский торговый колледж как товаровед. В ЦУМ попала на практику, да так и осталась здесь работать. Пришла продавцом 4-го разряда и сперва трудилась в отделе алкогольных напитков. Было сложно! Ведь одно дело — изучить, где какой товар стоит, а другое — проконсультировать покупателя, рассказать, чем различаются предлагаемые напитки. Девушке это непросто. Но ничего, справилась. Тем более что коллектив у нас дружный. Старшие коллеги всегда помогают молодежи, к ним можно обратиться за советом, помощью.

Некоторое время спустя молодому продавцу предложили попробовать себя в должности кассира. Работа оказалась интересной. Причем девушке понравилось именно то, что стороннему человеку покажется самым сложным, — работа с деньгами и возросшая ответственность. Сегодня она трудится в отделе продовольственных товаров.

Конечно, у ЦУМа сложившийся имидж, и даже некоторые мои знакомые удивляются тому, что здесь есть отдел с продуктами, — поясняет Илона. — Но во время учебной практики у меня была возможность поработать в нескольких секциях. И продовольственный отдел мне понравился больше, я сюда вернулась. Обычно продавцы, работающие в маленьких магазинах, постоянных покупателей знают в лицо. У нас же огромный поток посетителей, тем не менее и здесь есть люди, которые постоянно приходят за продовольствием. Мы здороваемся, когда видим знакомые лица.

Вернуться к профессии продавца Илоне довелось в дни конкурса «Минский мастер — 2016», когда она представляла перед членами жюри детское питание.

Это был самый сложный момент состязаний, поскольку в силу возраста и семейного положения сама я далека от этой темы. Трудно было запомнить большое количество разнообразной продукции, но, с другой стороны, интересно узнать для себя что-то новое. После того как я презентовала свой товар, судьи подошли ко мне с вопросом: «А вы сама уже мама?» И очень удивились, когда услышали «нет». Было у нас и психологическое задание — разрешить конфликт между покупателем и продавцом. Ситуация мне досталась очень простая: покупатель хочет вернуть баночку хорошего детского питания. Но качественный продовольственный товар возврату и обмену не подлежит — это одно из основных правил. Главное, вежливо объяснить это покупателю.

Многие продавцы и кассиры ЦУМа, окончившие колледжи, впоследствии продолжают свое образование. Осваивает профессию маркетолога в экономическом университете и Илона Леонович.

У нас действительно очень многие одновременно работают и учатся, — говорит она. — В том числе и в нашем отделе. К нам относятся с пониманием, отпускают на сессии. Но даже в эти дни стараемся выходить на работу, хотя бы на полдня. Работникам из отделов промтоваров подменить нас очень сложно — кассовые аппараты разные, требуется время, чтобы перестроиться, а это не очень хорошо для покупателей. Поэтому стараемся помочь коллегам, вынужденным работать за двоих. Взаимоуважение и взаимовыручка — это один из признаков по-настоящему хорошего и дружного коллектива.

Самое читаемое