«Минскметрострой»: «Сроки ввода второго пускового комплекса 3-й линии метро могут измениться»

Главный инженер ГП «Минскметрострой» Аркадий Арутюнян рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о ремонте механизированного щита «Алеся», приобретении новых проходческих комплексов и сложностях возведения второго пускового участка третьей линии подземки.

Механизированный комплекс «Алеся» возобновил работу после ремонта 16 октября. На утро пятницы уже смонтировано 17 колец, ориентировочно это 24 метра, — говорит специалист. «Алесе» осталось пройти около километра левого тоннеля, общая протяженность которого от станции «Вокзальная» до «Ковальской Слободы» составляет 1 250 м. Завершить его планируется в рамках срока, определенного проектом. Средняя скорость проходки составляет 200–250 м в месяц. За сутки осуществляется монтаж 9-10 колец, по 1,4 м каждое. На трассе будет несколько плановых остановок — для осмотра оборудования и замены режущего инструмента. Сколько это займет, будет зависеть от его состояния. Не исключены дополнительные работы, на что также потребуется время. Причина технической неисправности щита уже определена — сложные гидрогеологические условия. Теперь щит проходит по большому отложению валунно-галечных грунтов. Метростроевцы провели необходимые лабораторные испытания, около 50 % от общей массы грунта — это гравий, щебень от валунов, сами валуны, что негативно влияет на состояние режущего инструмента и продуктивность комплекса в целом.

— Помогали ли в ремонте «Алеси» представители французской фирмы Bessac — производителя механизированного комплекса?

— Специалисты компании участвовали в процессе восстановления комплекса и дважды посещали Минск вместе с немецкими коллегами, которые компоновали ряд его узлов. Параллельно с ремонтом щита белорусскими метростроевцами сотрудники французской фирмы дистанционно проводили дополнительно регулировку оборудования.

— Сумеет ли «Алеся» наверстать упущенное за месяцы простоя?

Есть определенные технические характеристики, выше которых прыгнуть невозможно. Можно только использовать по максимуму производственные мощности комплекса. Будем сокращать трудовой процесс на других этапах, чтобы войти в график проходки. Сооружение самого тоннеля не венец всех работ по запуску новых станций метрополитена. Есть ряд других, которые выполняются и после проходки, в том числе обеспечение инженерными системами всех тоннельных комплексов, устройство верхнего строения пути и жесткого основания. На данных направлениях и будут ускорены объемы выполнения работ.

— Каким режущим инструментом теперь комплектуется «Алеся» и сколько он стоит?

— Весь режущий инструмент новый, цена его — коммерческая тайна. В конкурсах участвовало много поставщиков. Выиграл тот вариант, который оптимально подходил по стоимости, качеству и соответствовал техническим характеристикам, заявленным «Минскметростроем». Режущий инструмент является расходным, поэтому его нужно на определенных этапах осматривать, а также менять в случае необходимости.

— Определилось ли руководство предприятия с покупкой нового щита после восстановления «Алеси»?

— Окончательного решения по приобретению второго механизированного комплекса нет. Пока продолжается изучение основных характеристик проходческих машин, производители которых намерены участвовать в тендерах.

— С какими сложностями столкнулись метростроители при возведении второго пускового комплекса третьей линии подземки, который будет включать в себя три станции?

Работы по подготовке территории проводятся не один год. На некоторых участках ул. Кижеватова уже переложены инженерные сети и готовы объездные пути для возобновления движения транспорта. Частично проведена реконструкция путепровода в районе больницы скорой помощи. К сооружению котлованов еще не приступали.

Объемы строительства подземки большие. Определенные сложности есть со станционным комплексом «Аэродромная», что обусловлено затянувшимся сносом строений Минского завода гражданской авиации № 407. Возможно, по этой причине сроки ввода второго пускового комплекса третьей линии подземки будут изменены.

— В распоряжении «Минскметростроя» кроме «Алеси» имеются четыре немеханизированных щита, которые используются на коротких отрезках проходки. Планируется ли замена этого оборудования, уже отработавшего свой срок?

— Действительно, некоторые щиты фактически выработали свой ресурс. Но техническое состояние их вполне удовлетворительное. Два из них осуществляют теперь проходку под ул. Аэродромной в сторону станции с одноименным названием. В ближайшие две недели один из перегонных тоннелей протяженностью более 400 м закончим. На ул. Кижеватова также нужно еще проложить два коротких тоннеля, каждый по 200 м, с применением немеханизированных щитов. Данное оборудование нужно рассматривать через призму целесообразности его эксплуатации на коротких отрезках. Поэтому вопрос по приобретению нового аналогичного оборудования руководством «Минскметростроя» еще не рассматривался.

Фото Елизаветы Добрицкой

ТОП-3 О МИНСКЕ