«Минскметрострой»: станции 3-й линии будут неординарными
«Вокзальная» с ноу-хау в четыре этажа и самая глубокая в столичном метро «Юбилейная площадь»… Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснил, как в центре столицы создают неординарные станции подземки.
Степень готовности
На пересечении ул. Воронянского и Жуковского — четыре эффектных входных павильона будущего станционного комплекса «Ковальская Слобода». На строительной площадке мощный колесный кран разгружает пакет металлической сетки и «майнует» его в котлован. Совсем рядом за забором — бытовой городок метростроителей и субподрядчиков. Тут же находится и уже возведенный 6-этажный корпус для обслуживающего персонала третьей линии метрополитена.
Чтобы удешевить строительство этой линии, «Минскметропроект» стремился максимально приблизить все ее станции к поверхности земли. Конечно, насколько это возможно в условиях плотной городской застройки и множества инженерных сетей. «Ковальская Слобода» получилась наименее сложной и затратной. Вместо эскалаторов здесь обычные лестничные марши, вход односторонний. И степень готовности станции сегодня более высокая, нежели «Вокзальной», «Площади Франтишка Богушевича» и «Юбилейной площади».
Около одного из входных павильонов рабочий обрезает гранитную плиту. Внутри, на лестнице, строители разбирают металлические леса. Дальше во всем великолепии предстает почти готовый вестибюль, где разместятся торговые павильоны. Двери и витражи уже установлены. На перроне станции маляры шпаклюют стены и свод сооружения.
Конструкционные особенности
— Отделочные работы на «Ковальской Слободе» на завершающей стадии, идет монтаж технологического оборудования, — поясняет заместитель директора СМУ № 2 УП «Минскметрострой» Александр Литовка. — Сейчас на объекте трудятся около 50 отделочников, сантехников, электриков и связистов из субподрядных предприятий. В демонтажно-щитовой камере недавно закончилась проходка левого тоннеля. После разборки на станцию «Вокзальная» были отправлены последние части механизированного комплекса «Алеся», после чего он вновь вернется сюда по параллельному тоннелю.
Менее чем в полутора километрах от «Ковальской Слободы» — станция «Вокзальная». Вместе с самой глубокой «Юбилейной площадью» эти сооружения, без сомнения, наиболее сложные и неординарные в минском метро. Главная особенность в том, что они имеют четырехэтажное подземное исполнение, а также по два пешеходных тоннеля, которые соединят их с Московской и Автозаводской линиями. На обоих станционных комплексах впервые в строительстве будут использованы траволаторы — движущиеся горизонтальные дорожки. «Вокзальная» примечательна еще и тем, что здесь будет первый в столичном метрополитене наземный вестибюль, а прямо над ней расположится торгово-развлекательный центр.
Будущий ТРЦ на вокзале, уже выведенный под крышу, заметен издалека. Строительная площадка этого объекта и станционного комплекса впечатляют масштабами. Около монтажно-щитовой камеры стоят различные секции механизированного щита, а также крупнотоннажный кран. Лицевая часть наземного вестибюля уже переливается на солнце темно-зеленым глянцем. Внутри станции прохладнее, нежели снаружи. Неудивительно, что тут еще функционирует калорифер: отделка требует особого температурного режима. В кассовом зале оборудование для эскалаторов пока прикрыто брезентом. Перрон станции подсвечен желто-зеленым светом. На самом нижнем этаже, около пешеходных тоннелей, трудятся плиточники и электрики, а бетонный пол почти полностью устлан инженерными коммуникациями.
Функционально и надежно
— На «Вокзальной» сейчас проводят отделочные работы, а также монтируют оборудование, — рассказывает заместитель начальника участка № 6 первого тоннельного отряда УП «Минскметрострой» Денис Дереза. — Значительные силы также сосредоточены на монтаже и запуске механизированного щита. Работаем круглосуточно. В общей сложности постоянно трудятся 60 человек, дополнительно привлекаем еще около 10 специалистов. Все идет в соответствии с графиком, без сбоев. Причем если регламентом французского производителя на демонтаж, транспортировку на новое место и сборку механизированного комплекса предусмотрены 3 месяца, то мы справлялись за 2. До 1 июня нужно собрать и провести пусконаладочные работы для проходки в правом тоннеле. В левом щит уложил 885 железобетонных колец, каждое шириной 1,4 метра. Параллельная проходка имеет бóльший радиус, поэтому и колец будет больше — 921.
Напомним, механизированный тоннелепроходческий комплекс был приобретен у французской фирмы CSM Bessac примерно за 11,6 млн долларов. Его месячная производительность в 4-5 раз выше, чем у немеханизированных собратьев: 250-300 м против 50-60. Щит «Алеся» также позволяет почти полностью обезопасить нелегкий труд проходчиков. Длина комплекса — более 90 м, вес около 550 т, диаметр — 6 м. С начала работы в середине февраля 2016 года от вокзала до «Юбилейной площади» он уже проложил два тоннеля: длиной 1 608 и 1 597 м.
— Транспортировали «Алесю» на станцию «Вокзальная» ночью в сопровождении экипажей ГАИ и при содействии специалистов «БелДорТяжТранса», — продолжает Денис Анатольевич. — Самая тяжелая часть щита — подшипниковая весом 110 т — уже смонтирована, масса ротора в полной сборке — около 60 т. Для демонтажа и сборки «Алеси» используем краны грузоподъемностью 500 и 160 т. Подготовка комплекса к работе включает в себя и восстановление элементов, на которые крепится оборудование. При проходке только одного тоннеля металл на его трущихся частях «худеет», то есть изнашивается на абразивных грунтах, на несколько сантиметров. Наплавлением шнека, а также восстановлением его геометрии занимаются субподрядчики. Работа всех секций и механизмов щита должна быть безупречно функциональной и надежной.
Фото автора