«Минскому курьеру» – 115 лет. Пришло время вспомнить новости, рассказанные «МК» в первом номере
Продолжаем цикл материалов, посвященных 115-летию газеты «Минский курьер». Пришло время вспомнить новости, рассказанные «МК» в своем первом номере. Подробности выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».
Сегодня вы видите вторую страницу первого номера новой русскоязычной газеты «Минский курьер», который вышел в свет 27 января (9 февраля) 1908 года. Открывает его статья издателя Виктора Ивановича Чаусова, в которой он изложил цели и задачи новой городской газеты. Подробнее о ней рассказано в прошлом номере «МК». Вслед за статьей идет заметка, затрагивающая животрепещущие темы — медицинскую и политическую. Вот начало материала «Право лечиться», которое приведем полностью. Ведь современный язык медиа и дореволюционный слог похожи, как черное и белое. Ныне такие витиеватые умозаключения и изобилующие эпитетами сложные предложения не встретить. Мы, кстати, проверили дореволюционный текст в системе «антиплагиат». Уникальность — 100 %, а вот лишних слов в нем — две трети. Убедитесь сами.
«1-й съезд врачей Минской губернии принял резолюцию о жестокости и вреде запрещения больным евреям поселяться для лечения в местностях, где евреям жить воспрещено. Нет ничего удивительного в том, что съезд врачей остановил свое внимание на этом вопросе: что делать, если наша жизнь выдвигает такие уродливые вопросы о праве дышать чистым воздухом.
Правда, всяк добросовестный и непредубежденный человек поймет всю ненормальность и чудовищность «Черты оседлости» вообще, искусственного скучивания целого народа на небольшой территории — но не время теперь задаваться широкими задачами, ставить и разрешать вопросы во всей их широте и полноте. Кто знает, какой еще шум и негодование вызовет в известных кругах и невинная вышеприведенная резолюция врачей.
Мы почти уверены, что «Новое время» и Ко усмотрят в ней японо-польско-еврейскую интригу; помилуйте, еврей — хотя бы и умирающий, харкающий кровью — все же еврей. Ведь эти евреи — они не остановятся пред искусственными мерами, чтобы привить себе чахотку или даже чуму. Лишь бы обойти закон о «Черте оседлости».
Нет сомнения, что такого рода ламентации на столбцах правой печати будут, и нет сомнения, что резолюция минских врачей вряд ли что изменит в многострадальной еврейской жизни, ведь даже в дни, когда верили и надеялись, не много в ней было изменений в желательном направлении, а теперь где уж! Что уж!
Во время русско-японской войны был в ходу анекдот о том, как призывавшийся еврей отказывался «от счастливой возможности» отправиться в Манчжурию: «нам там жать нельзя» — «Жать нельзя, а умирать можно»! И умирали».
На 1-м съезде врачей Минской губернии, прошедшем 22–25 января 1908 года, подняли вопрос о необходимости пересмотра закона о «черте». Для белорусских губерний и Минска в частности это была большая проблема. Ведь они как раз в эту черту оседлости входили. Чахотку в то время лечили на курортах. Считалось, что свежий морской и горный воздух, южное солнце и правильная диета способны избавить человека от кровохарканья. Например, наш знаменитый поэт Максим Богданович в 1917-м лечился от чахотки в Крыму. А вот многие минские евреи оказались лишены даже гипотетической возможности оздоровиться таким образом. Конечно, те, у кого водились деньги, могли спокойно уехать даже за границу. Но большая часть населения не способна была похвастать статусом и толстым кошельком. Такие больные могли отправиться в южные регионы, причем тоже в границах черты оседлости, найти уединение на побережье Черного или Азовского морей от Измаила до Мариуполя, включая Крым. Только эта местность считалась не самой лучшей для лечения чахотки. В первую очередь больные старались попасть на горное восточное побережье Черного моря. Туда путь евреям был закрыт: регион за все той же чертой оседлости. Селиться им там, даже временно, запрещали! Минские врачи понимали, что без поездки на горные курорты жителям губернии не справиться с болезнью, и в очередной раз указали на это в своей резолюции.
Автор статьи Виктор Чаусов не зря упомянул «Новое время».
Это издание славилось своим антисемитизмом и могло выпустить критический материал в адрес новой минской газеты. Вот и понятен теперь смысл этого долгого и красочного вступления — не допустить возможной полемики. Это как раз то, чего издатель в приветственном слове читателю обещал всячески избегать.
Третий материал Виктора Чаусова тоже написан весьма витиевато. Автор предложил свое видение решения проблемы провинции, где наблюдается упадок. Оно не в политических лозунгах, а в постепенном и во всестороннем развитии регионов. Все крупные центры общественной и культурной жизни вымывают с периферии перспективные кадры, на местах остаются «лучшие из худших». Нужно всего лишь ослабить контроль, позволить действовать и решать людям на местах. Кстати, актуально и сегодня.
Клубок интересов
Одним из самых обсуждаемых вопросов в январе 1908-го оказался труд, а точнее, право на отдых. В дореволюционное время люди работали не привычные нам 8 часов с перерывом на обед, а по 10–16 часов в сутки. Чаще всего — как договоришься с работодателем. Если на заводах трудовое законодательство худо-бедно соблюдалось и контролировалось, ведь две смены подряд работяге не выдержать физически, то в торговле и общепите ситуация с переработками была просто аховой. Революция 1905–1907 годов показала, что настало время урегулировать трудовые отношения. Закон 1906-го «Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах» позволял губернаторам устанавливать рабочий день продолжительностью от 8 до 15 часов в зависимости от местных особенностей.
В Минске создали специальную комиссию, которая оказалась слишком «либеральной» и предложила установить везде 8-часовой трудовой день. Это категорически не устраивало торговцев и приказчиков, но комиссия проголосовала за с перевесом в один голос!
Проект обязательного постановления об отдыхе поступил в Городскую думу. Власти обратили внимание на то, что в предложенном комиссией варианте ущемлены права населения! Никто не подумал, как простые люди вечером после работы будут покупать товары или отдыхать в ресторанах и кабаках! Решили не спешить с принятием постановления, а изучить опыт соседей. Оказалось, что почти по всей территории Российской империи не получается найти консенсус между интересами капитала и труда. Никак не может магазин быть открыт с 10 до 22, а приказчик в нем — трудиться 8-10 положенных часов. Надо или нанимать второго, что слишком дорого, или сокращать время работы на несколько часов, что тоже никому не выгодно.
Городская дума должна была рассмотреть вопрос об отдыхе в понедельник, 28 января 1908 года. Но из Петербурга пришла срочная новость — министр торговли по ходатайству киевских торговцев поднимет вопрос о продолжительности торгового дня в Государственной думе. Значит, можно не спешить.
Читайте также:
«Минскому курьеру» — 115 лет. Самое время вспомнить, с чего начиналась его история