«Спектр» воплощает концепцию Zero waste и претендует на моновыставку. Создательница нестандартного панно Полина Корзун-Фомченко раскрыла корреспонденту агентства «Минск-Новости» основные посылы картины и нюансы работы над ней.

— «Спектр» представляет собой современную мозаику. Для ее изготовления я использовала старые фломастеры, которые распиливала на модули. Материал собирали буквально всей Беларусью: свою лепту внес и Несвиж, и Клецк, и Барановичи. Что касается последнего города, мне в значительной степени помогла блогерша, которая обратилась к своей аудитории — люди стали откликаться. Из Минска большое количество фломастеров собрали жители Новой Боровой. Всем поучаствовавшим безумно благодарна, — делится Полина. — Кстати, люди реагировали на просьбу неоднозначно — чаще с удивлением, даже знакомые, которые знают, чем я занимаюсь.

Выбор пал на столь нестандартный материал из-за интереса к фломастерам, который наблюдался у собеседницы еще в детстве. Ее также привлекали жалюзи из вытянутых деревянных бусин — в советское время они украшали квартиры многих. И, будучи ребенком, Полина хотела смастерить что-то аналогичное из фломастеров. Даже специально припрятала в шкафу набор уже не пишущих принадлежностей.
Во взрослом возрасте она случайно обнаружила этот «тайник». Тогда и решила, что пришло время воплотить идею в реальность. Дальше стала рассуждать о том, как именно ей реализовать задуманное, с какими формами работать и т. д.
— Я понимала, что этим арт-объектом могу затронуть тему экологии, дать ей новое звучание. Поэтому к созданию картины приступила с особым энтузиазмом, — делится художница.

Так, собеседница заострила внимание зрителя на уроне, который люди наносят окружающей среде тем, что выбрасывают пластик и другие долго разлагаемые материалы. Ей близка концепция Zero waste, которую она и отразила в работе.
— Ни один «живой» фломастер не пострадал при создании этого панно, — шутит собеседница.

Что касается технического аспекта работы, Полина признается: столкнулась с некоторыми сложностями за счет отсутствия определенных оттенков пластика, нужных для перехода из одного цвета в другой. Таких фломастеров просто не существует, поэтому приходилось решать проблему за счет использования оптических иллюзий. Фактически она брала другие цвета, но зрительно вместе они давали ощущение нужного цвета.
Форму собеседница намеренно выбрала самую простую. В нее заложено много символов и отсылок, которые доступны аудитории на уровне ассоциаций. Черное основание — это абсолют отсутствия света, а значит, и цвета. На него накладывается спектр, который представляет собой все цвета одновременно. В результате симбиоз этих составляющих, как отмечает художница, дает белый.

Получившийся арт-объект воплощает не только зрелищность и своеобразное назидание сквозь призму искусства — это целый проект под названием «Спектр», в рамках которого общественность может взаимодействовать с работой. Каждый из модулей снимается. На некоторых мероприятиях, экспозициях зрителям разрешалось выложить из подготовленных художницей ячеек свой рисунок (не важно, абстрактное изображение или предметное).
— Идея этого арт-объекта — пригласить всех желающих поучаствовать в создании произведения искусства. На что люди, к слову, охотно соглашаются, — делится Полина. — У проекта даже есть свой аккаунт в Instagram. И я верю, что когда-нибудь связанная с ним история выльется в отдельную выставку. Такая экспозиция могла бы состоять из самого арт-объекта и его вариаций, созданных зрителями (только на данный момент их число приближается к сотне).
По словам собеседницы, «Спектр» — еще и о трансформации. Художница намеренно отчасти ограничивает зрителя — в его распоряжении лишь готовые ячейки. Так, людям не нужно переживать, например, о том, что они не умеют рисовать. Условия причастности к искусству смягчаются, поэтому комплексы, неуверенность в собственных силах, боязнь показаться глупым и другое отходят на задний план и не мешают творческому процессу.

В свое время картину из пластиковых модулей отметили первым местом в номинации «Новация» на «Триеннале молодых художников». Сейчас «Спектр» можно увидеть (но, к сожалению, не потрогать — на это установлен запрет) на выставке «Преломление реальности» (пр. Партизанский, 79).
Фото из архива художницы