Минскую очистную станцию посетили педагоги. Для них провели содержательную экскурсию

Подобные мероприятия для производства «Минскочиствод» УП «Минскводоканал» стали доброй традицией. Проводятся они регулярно с целью воспитания уважительного отношения к окружающей среде и стимулирования более рационального использования ресурсов. Целевая аудитория — школьники, студенты, их наставники. Вот и в этот раз, передает корреспондент агентства «Минск-Новости», на Минской очистной станции высадился внушительный десант педагогов.

В составе прибывшей на станцию группы — 26 педагогических работников, представляющих разные учреждения образования столицы. Объединило их повышение квалификации при Минском городском институте развития образования. Занимались они темой «Возможности программы наблюдения за водными объектами для организации исследовательской деятельности учащихся», что предусматривало изучение различных способов охраны водных ресурсов и рационального водопользования. Заключительным этапом работы стала экскурсия на Минскую очистную станцию, которую провел ведущий инженер-технолог Вадим Иванóвич.

Экскурсанты узнали, что быт минчан в санитарном отношении обеспечивают около 2 000 км канализационных сетей и 61 канализационная насосная станция. Все хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды направляются на Минскую очистную станцию, состоящую из двух производственных комплексов.

В настоящее время Минск с пригородами ежесуточно генерирует около 460 000 м3 сточных вод. На станции они проходят полный цикл механической и биологической очистки. Путь по очистным сооружениям предприятия вода начинает с приемной камеры, откуда поступает на механизированные ступенчатые решетки. Здесь экскурсанты могли видеть и непосредственно обонять — запах в помещении специфический и интенсивный — все то, что несут с собой сточные воды: именно здесь их очищают от крупных остатков еды, тряпок и других предметов, широко используемых в быту. Затем экскурсанты знакомятся с работой песколовок и первичных отстойников. Все это — этапы механической очистки.

Приходит черед очистки биологической. Она осуществляется в аэротенках — больших многоканальных резервуарах, где благодаря жизнедеятельности активного ила при постоянном контакте с кислородом в нагнетаемом воздухе вода очищается от органических и биогенных загрязнений. Очистка в аэротенках — наиболее энергозатратная часть процесса. Здесь внедрена автоматизированная система управления подачей и распределением воздуха. Далее сточная вода с активным илом попадает во вторичные отстойники и после проведения химико-бактериологического контроля, уже очищенная, уходит в Свислочь по течению ниже города. Поскольку вода сбрасывается в реку с высоты 7 м, рачительным хозяевам грех было бы эту особенность не использовать. Здесь соорудили мини-ГЭС: установили две турбины мощностью 250 кВт каждая и получают электроэнергию.

Вода, прошедшая очистку, отмечает В. Иванóвич, полностью соответствует установленным нормам содержания загрязняющих веществ. На станции есть химико-бактериологическая лаборатория, обеспечивающая контроль воды на входе и выходе более чем по 20 показателям. Но вода ушла, а что в сухом остатке?

После ежесуточной очистки почти полумиллиона кубов сточных вод остается около 600 т осадков пастообразной консистенции. Их пока складируют в специально оборудованных прудах-накопителях. Во Франции около 70 % таких осадков используют в сельском хозяйстве, в Германии — преимущественно сжигают в установках, генерирующих энергию и тепло. У нас пока таких установок нет. А если просто сжигать, получится зола, которую опять-таки нужно как-то утилизировать. Помочь определиться с дальнейшей судьбой образующихся в результате очистки сточных вод осадков призвана запланированная на ближайшие годы комплексная реконструкция Минской очистной станции. Наиболее оптимальный вариант — строительство комплекса по производству биогаза и сжигания осадка.

Содержательная экскурсия подходит к логическому завершению, остается лишь поинтересоваться мнением ее участников. Методист управления естественно-математических и технических дисциплин Минского городского института развития образования Татьяна Семак отмечает:

— Впечатления потрясающие. Мы не знали, что можем так серьезно загрязнять нашу воду. Во всем этом и большое прикладное значение: мы, как педагоги, работаем с детьми — учим их, в свою очередь, работать с общественностью. Ребята будут знать обо всех возможных последствиях безответственного отношения к ресурсам, что поможет им в дальнейшем принимать более активное и осознанное участие в проектах, связанных с ресурсосбережением.

В. Иванóвич резюмирует:

— Проведение подобных экскурсий, предусматривающих более близкое знакомство с нашим предприятием, вносит определенный вклад в воспитание экологической грамотности и сознательности. Мы всегда открыты для контактов, потому что, наверное, как никто другой, понимаем всю важность наглядности: когда увидишь сам, прочувствуешь специфику, казалось бы, известных вещей и явлений, обязательно задумаешься. И наверняка поможешь задуматься другим.

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ