Мисс мира — 2017 на инвалидной коляске Александра Чичикова: мы хотим работать, учиться и жить как все
Победительница конкурса «Мисс Мира — 2017 на инвалидной коляске» минчанка Александра Чичикова рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» об эмоциях после конкурса и о стереотипах, с которыми хочет бороться.
— Сначала не поверила, когда озвучили мое имя на конкурсе, потом испытала радость и удивление, — призналась А. Чичикова. — Если честно, не ожидала. Каждая конкурсантка, на мой взгляд, достойна короны. Со многими мы подружились, конкуренции не чувствовалось. Потому что состязание задумано, чтобы обратить внимание на проблемы колясочниц, помочь им поверить в свои возможности.
Было интересно пообщаться с представительницами разных стран. Все позитивные, целеустремленные девушки.
— Что входит в обязанности королевы красоты?
— Как таковых их нет. Буду выступать за права человека с ограниченными возможностями. Например, в Беларуси не приветствуется, если женщина на коляске решает родить ребенка. Есть опасения, что социальные службы заберут малыша. Существует стереотип о том, что мама-инвалид не может воспитать ребенка. Хотя это не так, и примеров тому — масса.
Родителям с ограниченными физическими возможностями не разрешают усыновить ребенка. Знаю пары, которые не могут иметь детей, но готовы взять малыша из детского дома. Но им отказывают по причине инвалидности. Считаю, что это неправильно. Ведь речь идет не о психических нарушениях.
Есть и другого рода проблема: большинство кабинетов женской консультации не оснащены подъемными креслами для женщин на коляске. Мне, например, приходится обращаться в платную клинику, чтобы провести плановый осмотр.
— Что скажете о безбарьерной среде в Минске? Если, например, решите выпить кофе с друзьями, много возникает препятствий?
— Я 6 лет прикована к инвалидной коляске. Знаю заведения, куда могу попасть без препятствий. Но таких немного. К сожалению, не всегда могу посетить кафе, медцентры, кино из-за отсутствия в них безбарьерной среды. И это учитывая то, что по городу передвигаюсь на машине. На общественном транспорте было бы гораздо труднее. В любом случае перед тем, как поехать куда-то в учреждение, всегда звоню и уточняю, есть ли у них возможность принять колясочника. Иногда приходится объяснять, что такое пандус.
— Вы ходите в тренажерный зал…
— Занимаюсь уже 2 года три раза в неделю в зале адаптивной физкультуры по специальной методике с инструктором. Это первый тренажерный зал в стране, где могут заниматься люди с ограниченными возможностями и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Все тренеры —квалифицированные специалисты высокого уровня, с высшим образованием по лечебной физкультуре. Занимаются там в основном детки с ЦДП. Из колясочниц — я одна. Пришла в зал с целью привести свое тело в порядок, так как очень легко при сидячем образе жизни потерять форму.
— Что изменилось после победы на конкурсе?
— Чувствую больше поддержки. Больше людей готовы бороться с заблуждением об ущербности инвалидов на коляске. Например, человеку на коляске трудно устроиться на работу, так как наниматели думают, что у такого работника меньше сил. Откуда такое заблуждение? У нас принято жалеть инвалидов, совать им подачки. Но это же унижает! Мы не стоим на паперти и не просим милостыню. Мы хотим работать, учиться, жить как все.
Фото предоставлено Александрой Чичиковой