Мнение белорусского дизайнера: отечественные наряды от кутюр — это утопия

О том, на что ориентироваться при создании модного образа и почему от кутюр в Беларуси вряд ли приживется, корреспондент агентства «Минск-Новости» расспросила известного белорусского дизайнера Юлию Латушкину.

— Отечественная мода пока в начале пути, будем надеяться, триумфального. Есть ли на нем какие-то препятствия?

— Мы всегда чего-то боимся, — говорит Юлия Латушкина. — Не так посмотрят, не так поймут, а если еще и осудят — вообще пиши пропало! Советский принцип «не выделяйся, не привлекай внимание» крепко сидит в головах как покупателей, так и дизайнеров. Топлива в костер добавляет общественное мнение. Сразу отмечу — конструктивную критику я уважаю и ценю. Другой момент, что объективности мало. Куда больше разговоров в духе «не читал, но осуждаю». И если одни критикуемые послушают и примут к сведению, то другие, один раз осаженные, замкнутся в себе и не захотят самовыражаться в принципе. Есть и третий сценарий — некоторые заочно опасаются выделяться, размышляя: на меня обязательно покажут пальцем и за спиной шептаться начнут!

Прописная истина: чем гармоничнее человек, тем меньше его задевает общественное мнение. Но, похоже, белорусам до этого еще расти и расти.

Мне открыла глаза Германия. Там бабуля с разноцветным ирокезом за рулем байка — это не цирк и не повод зевакам застопорить движение. Равно как и девушка, которая идет по улице в прозрачной юбке. В Беларуси же модель в прозрачном наряде по подиуму пройдет, а половина зрителей ужаснется, мол, неприлично.

(фото Даниила Анохина)

 — Стоимость нарядов от дизайнера — любимый повод для словесных ристалищ белорусов. Открываем любой форум, а там…

— Белорусские дизайнеры не сидят на денежных мешках, — говорит Юлия Латушкина. — Ткани и отделочные материалы, зарплата работникам — внушительные траты по умолчанию. А чтобы сделать качественное, насыщенное и крутое шоу, не просто «прошла модель, пронесла на себе платьице», нужно вложить серьезные деньги, вернуть которые не получится. Сделаешь ты смелую, претенциозную коллекцию. Свозишь ее на показы в соседние Россию-Украину-Польшу. Пригласят потом на пять съемок в глянцевом журнале. Все. Потолок возможностей. Заказов на коллекцию не поступит!

Дизайну в Беларуси существовать сложно. А дизайну эпатажному, как на мировых неделях моды, практически невозможно. Белорусские модельеры вынуждены создавать продаваемую одежду. Да, это натуральные ткани в составе, это стильная повседневная вещь, но не арт-объект.

С французской модой есть определенные ассоциации, с итальянской, английской, белорусской — нет. Вышиванки, вспомните вы? Ничего подобного! Вышитые рубахи можно найти у любой славянской нации, с поправкой на узоры и цвета.

(фото Елены Жуковой)

 Одно из главных препятствий для развития белорусской моды, по мнению Ю. Латушкиной, товароведы.

— Они попросту не готовы выпускать дизайнерский продукт на рынок, — объясняет дизайнер. — На каждом заводе есть художественный совет, где решают, какие вещи и в каком количестве будут запущены в производство. И будут ли. Большинство идей как раз там и отсекают. Маркетологи знают, что майку с обычным рукавом продадут, условно, в 100-процентном объеме, а с рукавом фонариком — 50 %. Логично, что финансами рисковать никто не хочет. Особенно выпуская тысячные партии. Куда потом нераспроданное девать? Но что мешает запустить маленькие линии и посмотреть, будут ли они пользоваться спросом?

— А наряды от кутюр — в классическом понимании — когда белорусским модницам ждать?

— В Беларуси одежду такого плана не создают — за нее не способны платить. Платье от кутюр — наряд, выполненный вручную на 80-90 %. Скажем, 11 метров расшитой вручную ткани. Это три и более месяцев работы минимум шести человек. Трудоемкая вещь создается в единственном экземпляре. Голливудская звезда, желая блеснуть эксклюзивным нарядом на вручении премии «Оскар», например, приобретет платье, условно, за 30 тыс. долларов. И цена не будет для нее астрономической. А для среднестатистической белоруски платье за 300 долларов уже дорогое. Соответственно, ни о каком от кутюр у нас пока речи быть не может.

( фото Юлии Тарасовой)

Глянец, модные критики, Интернет каждый сезон твердят нам, что модно, как носить, с чем сочетать. Пару-тройку примеров мы обсудили с Юлией Латушкиной.

Расцветки в горох, клетку, полоску весной-летом 2017 дизайнеры выдвинули в фавориты.

— У гороха, как и клетки, сотни размеров и оттенков, — напоминает Юлия Латушкина. — И каждой нужно подбирать свой. Само собой, женщине, которая носит одежду 56-го размера, расцветка в крупный горох противопоказана — только мелкий и желательно светлый на темном фоне.

 

То же и с цветом. Так, наступивший сезон грозит засильем розового.

Он бывает теплым, холодным, ярким, бледным, пудровым, пастельным, близким к малиновому и даже голубому, — поясняет дизайнер. — И, подбирая необходимый оттенок, каждая дама должна руководствоваться своим цветом волос, глаз, тоном кожи, форматом фигуры. Модно — это когда ты гармонично сочетаешься с собственной одеждой.

Помимо розовых оттенков не избежать в этом сезоне оборочек, драпировок и рюш. Кстати, именно последние — одна из коварнейших отделок, по мнению Юлии Латушкиной.

— Рюш может как украсить образ, так и полностью его испортить, — отмечает модельер. — Выбирать такую отделку для наряда нужно ювелирно. Пущенная по подолу никому не повредит. А вот по плечу — зрительно увеличит их, по горловине — есть опасность основательно укоротить шею.

Тот же подход и к рукавам, которые в этом сезоне обещают быть широкими и сложносочиненными. Причем чем сложнее, тем, по мнению законодателей мод, лучше.

Дизайнер отмечает, что высокая мода в Беларусь приходит с опозданием в среднем на год. Вспомним прошлый сезон — обувь с мехом (полностью из него сшита, оторочена, украшена — нужное подчеркнуть) была в топе. Даже сандалии и шлепки из меха норки встречались. Как реагировало большинство белорусок, завидев такой изыск в витрине? Правильно, носы морщили. Но когда такими норковыми шлепками запестрел Instagram, призадумались. А некоторые и к покупке присматриваться стали — привыкли.

— Самое главное правило при создании модного образа — не гнаться за красивой картинкой из Интернета, — отмечает напоследок Юлия Латушкина. — Между «мне нравится» и «мне подходит» есть четкая граница.

Фото носят иллюстративный характер

Самое читаемое