Молодой композитор и хормейстер: сегодня трудно продвигать академическую музыку

Как увлечение роком переросло в любовь к классической музыке, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал молодой композитор и хормейстер Андрей Якушев.

Призвание

Мои родители музыканты. С детства учился в музыкальной школе, но занимался неохотно. В подростковом возрасте увлекся рок-музыкой — слушал Queen, Rammstein. Мой кумир — Фредди Меркьюри. Такие люди рождаются один раз в 100 лет. Его сумасшедшая энергетика, трудоспособность, глубина впечатляют и воодушевляют. Поэтому хотел быть рок-музыкантом, гитаристом. Сам собрал электрогитару и играл в рок-группах. Однако в музыкальный колледж по совету родителей поступил на хоровое дирижирование. На 2-м курсе увлекся композицией. Этого предмета не было в программе, но я ходил на факультативные занятия к композитору Олегу Сонину. Он пробудил интерес к современной академической музыке. Начал сам сочинять, но никому не показывал свои композиции, даже когда поступил в Академию музыки. Там продолжил обучение по специальности.

Однажды сыграл свое произведение преподавателю по фортепиано Наталии Сазанович — она меня отвела на кафедру композиции. Стал факультативно заниматься с такими мастерами, как Вячеслав Кузнецов, Андрей Мдивани, Галина Горелова. На 4-м курсе познакомился с Виктором Войтиком и продолжил обучаться у него. В 2015-м закончил консерваторию как хоровик и поступил на композицию. Сейчас перешел на 5-й курс. В июне меня приняли в Белорусский союз композиторов.

Рождение музыки

Микеланджело говорил, что когда делает скульптуру, то берет глыбу и отсекает всё лишнее. Композитор же сначала глыбу эту придумывает, а потом уже шлифует до тех пор, пока не получится произведение. Сперва придумываю идею, тему, что-то наигрываю на инструменте и записываю в черновик интересные аккорды, гармонические обороты, композиционный план, структуру. С этим материалом уже работаю на компьютере, где в специальных программах можно всё откорректировать и прослушать. Это ускоряет процесс работы.

Пока нахожусь в поиске своего стиля. Я очень эмоциональный, и музыка такая же. Пишу достаточно традиционно. Многие считают, что это прошлый век. Но выразить себя, свои эмоции лучше всего получается именно через традиционные способы композиции.

Сегодня академическая музыка, особенно в нашей стране, мало востребована. Поэтому сложно продвигать свое творчество. Но я организовывал концерты, создал группу молодых музыкантов, композиторов «Мастацкі націск». Мы издали нотные сборники, записали диск. Иногда придумываю музыку для конкурсов, исполнителей. Дружу с польскими композиторами, писал сочинение для концерта в Гданьске. В прошлом году ездил на стажировку в Варшаву: занимался у композитора, профессора Збигнева Багинского, ходил в театры на спектакли и репетиции, посещал занятия в университете Фредерика Шопена. Это вдохновило продолжать творчество. Главное для композитора — желание писать.

Служитель Мельпомены

В Большом театре оперы и балета работаю артистом хора. Мой преподаватель по хоровому дирижированию — народная артистка Беларуси, главный хормейстер Большого театра Беларуси Нина Ломанович. Почти все наши занятия проходили в театре, и я влюбился в него, живу и дышу им уже семь лет. Мне нравится не только выступать на сцене. Мне поручают и работу с артистами хора. Моя задача — ввести молодых исполнителей в основной состав коллектива. У нас в репертуаре 30 опер, которые нужно разучивать с новыми сотрудниками. Также в некоторых спектаклях дирижирую хором за сценой. Утром проводим репетиции, а вечером выступаем перед зрителями. Мне нравится работать в таком режиме.

Классику — в массы

В этом году специально для участия в проекте «Классика у ратуши» был создан оркестр из молодых минских музыкантов Art Мusic Оrchestra. Меня пригласили в качестве дирижера. Уже несколько лет осваиваю оркестровое дирижирование, занимаюсь у Александра Сосновского. Вместе с музыкантами сделали программу «Viva Штраус!», состоящую из произведений выдающегося австрийского композитора. Мы сыграли концерты в Витебске, Гомеле и Бресте. Публика принимала очень тепло.

Классическая музыка должна чаще звучать на улицах городов, чтобы больше людей могли насладиться ей и чтобы вызвать интерес у молодежи.

Фото из архива героя

ТОП-3 О МИНСКЕ