Молодые хореографы рассказали, почему ставят экспериментальные танцы

Современная хореография уже не вписывается в рамки стилей и направлений. На авансцену выходят контактная импровизация и свободная пластика.

Молодые хореографы рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости», почему ставят экспериментальные танцы и что хотят сказать зрителю.

С творчеством театров танца «Альтана» и «Отражение» многие горожане знакомы давно. Коллективы неоднократно выступали на Минском форуме уличных театров, давали сольные концерты, участвовали в различных столичных мероприятиях. Их постановки отличаются оригинальной хореографией и театральностью, а гибкость и пластика танцоров завораживают.

В этих коллективах выступают в основном непрофессиональные исполнители, энтузиасты — студенты и выпускники вузов. Колыбель «Альтаны» — архитектурный факультет БНТУ. «Отражение» зародилось на инженерно-экономическом факультете БГУИР.

В ритме времени

Мы не студия и не учим никого танцевать, хотя к нам может прийти любой желающий. Главное, чтобы глаза горели и было стремление работать над собой, танцевать. Мы репертуарный коллектив, и наша основная цель — создавать произведения и выходить с ними к зрителю. Нам есть что сказать. Свою мысль доносим через хореографическую постановку, — расставляет акценты художественный руководитель театра танца «Альтана» Анна Корзик.

Она возглавляет коллектив с 2009 года — почти с момента его основания. Сама танцует с детства, была воспитанницей ансамбля «Ровесник». Параллельно с образованием архитектора получила профессию хореографа-педагога. А в этом году продолжила учиться — поступила в магистратуру в Варшаве.

В последнее время «Альтана» создает номера без сюжета, но с идеей.

В танце больше ассоциаций, внутренних ощущений. Мы не изображаем эмоцию, а создаем атмосферу, чтобы зритель мог поразмышлять на заданную тему, — объясняет собеседница.

По ее словам, через танец они хотят рассказать зрителю о многом:

И о чем-то печальном, интимном, и о веселом, прекрасном, и о серьезном, даже научном. Например, меня заинтересовала тема космоса, и позже появилась наша постановка «Гравитация».

Танцевальные номера А. Корзик придумывает сама, но готовые постановки — результат совместного творчества всего коллектива.

Я не люблю говорить, как нужно танцевать. У всех разное тело, разные физические возможности, поэтому требование «танцуй, как я» считаю противоестественным. У нас много импровизации. Чаще всего задаю некие рамки, в которых человек двигается так, как ему комфортно. Конечно, приходится разучивать определенные элементы, чтобы получилась необходимая композиция, — говорит хореограф.

Они занимаются классическим танцем, изучают и развивают современные направления — контемпорари, модерн, джаз, импровизацию, свободную пластику. Это позволяет делать подвижные постановки, приспосабливаться к различным условиям — маленькой или большой сцене, улице. Например, один танец «Альтана» может исполнять составом от 2 до 9 человек. Многие члены коллектива знают партии друг друга и заменяют товарищей в случае каких-либо обстоятельств.

А. Корзик считает, что смешение стилей и направлений в современной хореографии, стирание границ — естественный процесс:

Еще 60 лет назад рамки были жесткими: приходилось выбирать между классикой и модерном. А в XVII–XVIII веках и вовсе отсутствовал выбор: крестьяне танцевали только бытовые танцы, дворяне — придворные, а еще был классический балет. В XXI веке — широкая танцевальная палитра, люди не ограничиваются одним направлением, а выбирают наиболее подходящие для себя. Если я хочу сделать постановку о чем-то очень глубоком, интимном, чувственном, мне подходят контемпорари, модерн, свободная пластика. Благодаря тому, что я могу их смешивать, моя картина получится более объемной, станет точнее, правильнее, красивее.

Танцы для души

Соединять разные стили и создавать авторскую хореографию предпочитает и руководитель театра танца «Отражение» Антонина Рутковская. Она основала его в 2005 году, будучи студенткой БГУИР, и возглавляет по сей день. С детства танцевала в различных коллективах, хотя профессионального хореографического образования так и не получила. Но любовь к танцам оказалась сильнее всех дипломов.

На сцене — «Отражение»

Изначально мы ставили народные, эстрадные танцы, вальсы с военными — они и сейчас у нас есть. Но все больше уходим в современную хореографию, много импровизируем, — поясняет Антонина.

По ее словам, это позволяет найти новые хореографические приемы. Исполнитель может выражать себя так, как ему хочется, и не переживать, что сделает что-то неправильно. Это важно, поскольку в коллектив приходят студенты и выпускники вузов, желающие научиться танцевать.

Репетиции у новичков, которые занимаются первый год, и основного состава проходят раздельно. Первые тренируются 3 раза в неделю по полтора часа, вторые — 4 раза в неделю по 3 часа. Занятия бесплатные, но работать нужно много, на результат, — подчеркивает собеседница. — Мы всегда выступаем на университетских мероприятиях и защищаем честь вуза на различных соревнованиях.

А. Рутковская признается, что многие постановки рождаются благодаря импровизации. Но ей нравится, когда за красивыми движениями есть смысл, идея.

В своих танцах мы стараемся зацепить зрителя эмоционально, заставить его задуматься. Порой закладываем в постановку один посыл, а люди смотрят и видят свое, что находит отклик в их душе. И это здорово, — говорит хореограф. — Стремимся доставить зрителям и эстетическое удовольствие. Иногда позволяем себе просто танцевать, от всей души и без всякого смысла, чтобы выплеснуть энергию.

Самое читаемое