МОЯ ПОЗИЦИЯ. Владимир Карачевский: «Театр позволяет быть собой»

Директор театра белорусской драматургии сравнил свою работу с дипломатией, рассказал о главных событиях нового театрального сезона и объяснил, как искусство помогает быть собой.

– Вы возглавляете Республиканский театр белорусской драматургии чуть больше года. Прежде оценивали его работу как первый замминистра культуры. Взгляд изнутри отличается от взгляда извне?

– Руководить театром – работа дипломатическая. Творческие люди очень восприимчивы и бывают непредсказуемы. Иногда возникает ощущение, что находишься на пороховой бочке. Внешне все кажется благополучным. Но если остается недосказанность, что-то могут додумать-придумать. Фантазия богатая. Поэтому здесь, внутри театра, мало быть просто администратором. Если стучать кулаком по столу и раздавать приказы, ничего не получится. Надо уметь разговаривать с людьми, увлечь их за собой. С самого начала выбрал открытую тактику поведения: стараюсь рассказывать, что планируем делать, для чего. Была такая ситуация: на протяжении трех месяцев удавалось выплачивать повышенные премии. Но из-за экономических сложностей пришлось вернуться к прежним суммам. Труппа пригласила на разговор. Объяснил, что это вынужденное решение.

Благодарен, что внутри коллектива нет противостояний. Бывают размолвки, разногласия, как и у всех. Но в целом команда дружная. В конце минувшего сезона, когда подводили итоги, сказал спасибо всем, кто был против смены руководящего состава, собирал подписи в поддержку Игоря Алексеевича (Игорь Сигов с 2012 по 2014 год – директор РТБД). В этом поступке – характер труппы. Своих не бросают. И это мне импонирует, есть надежда, что на такое отношение могут рассчитывать все, кому удастся заслужить доверие.

– Ощущаете влияние театра?

– Да. Все-таки 14 лет на госслужбе. По фотографиям заметил: даже мимика изменилась, появилась суровая складка на переносице. Театр дает возможность быть самим собой. Доволен этим внутренним состоянием. Нет противостояния из-за изменения статуса. Перешагнул через это. Работать для удовлетворения амбиций мне неинтересно. Интересно дело. Управленческий опыт, конечно, помогает. Знаю, как системно выстроить работу. Год назад, когда пришел сюда, составил план. Накануне нового сезона пересмотрел его. По всем направлениям есть продвижения. Несмотря на экономические трудности, театр неплохо поездил. Не только по Беларуси. Показали «Ціхі шэпат сыходзячых крокаў» по пьесе Дмитрия Богославского в Бишкеке. Это было важно для нас, поскольку спектакль поставил киргизский режиссер Шамиль Дыйканбаев. Участвовали в чеховском фестивале в Москве. Ездили на гастроли в Белосток.

– Семья не ревнует к театру?

– Несмотря на то что жена не изучала белорусский язык (она родилась в России), этот театр она любит, как зритель ходит сюда еще с тех пор, когда директором был Валерий Данилович Анисенко. Сыну годик. На спектакли пока рано, но за кулисами бывает. В театре шутят: «Пришел наш главный зритель». Старшая дочь следит за событиями в театре.

1O9A9096 copy

– Год назад вы говорили, что РТБД должен стать более узнаваемым среди зрителей. Определились, в чем его идентичность? Чем отличается от других?

– Главное отличие обозначено в самом названии. Процентов восемьдесят спектаклей поставлено по пьесам белорусских драматургов. Это и молодые авторы, и классики. Планируем выпустить сборник современной белорусской драматургии. Ведем переговоры с немецким режиссером польского происхождения Моникой Добровлянской. Предложили ей поработать с пьесой Андрея Иванова «Это все она».

Пьесы Дмитрия Богославского активно ставят за пределами Беларуси. Спектакль «Любовь людей» сейчас репетирует художественный руководитель нашего театра Александр Гарцуев. Это название уже идет у соседей – в Москве и Киеве. Обе постановки осенью будут показаны в Беларуси. Москвичи привезут спектакль на фестиваль национальной драматургии, который в октябре состоится в Бобруйске. Киевскую постановку можно будет увидеть в ноябре в Минске. Она заявлена в программе Молодежного театрального форума. Так что нынешний сезон будет насыщен «любовью людей».

Наш театр взял на себя ответственность по подготовке к II Молодежному театральному форуму стран СНГ, Балтии и Грузии, который пройдет в Минске с 19 по 26 ноября. При РТБД создана исполнительная дирекция фестиваля. Удалось найти партнеров и спонсоров. Программа уже утверждена. Скоро запустим рекламную кампанию по продаже билетов. Беларусь спектаклем «Гамлет» в постановке Игоря Казакова представит Могилевский областной театр кукол.

1O9A9159 copy

Сцена из спектакля «Финт-Круазе»

– В газете «Культура» читала вашу колонку – ответ тем, кто критикует развлекательные проекты театра.

– И дальше будем их делать: капустники, легкие комедии. Но это никак не противоречит нашей работе по поддержке современной белорусской драматургии.

Есть множество примеров, как выстраивать взаимоотношения со зрителем. Зал британского театра «Челси» меньше нашего – рассчитан на 180 мест. Круглые сутки там что-то происходит. Если не показ спектакля, то какие-то мероприятия, тусовки. Они привлекают публику, посещение театра становится обычным времяпрепровождением.

Определили для себя негласный слоган: «У нас заўсёды цікава». И здесь подразумевается не только то, что происходит на сцене, но и околотеатральные события. Да, у нас нет богатых интерьеров – высоких потолков, колонн, хрустальных люстр. Мы берем другим. Возобновили обсуждения спектаклей с участием актеров. Как минимум четверть зала всегда остается. В арт-холле проводим художественные выставки как начинающих авторов, так и мэтров. Поскольку наш театр молодой, всего 24 года, да и средний возраст актеров – 35 лет, хочется, чтобы и атмосфера в нем была соответствующей. Мы не должны быть консервативны.

– Это зависит от репертуарной политики театра.

– Не могу сказать, что я всегда в восторге от современной драматургии. Есть вещи, которые мне сложно принять, которые не совпадают с моим представлением об эстетике. А молодежь настаивает, что это нужно театру. Приходится искать компромисс. Понимаю, что надо дать им возможность выпустить пар и поработать с этим материалом. На международном фестивале имени Чехова в Москве были спектакли, которые казались полным безумием. Но в них чувствовалась какая-то магия.

Спектакль «Красный табак» Джеймса Тьерре – удивительное блюдо из образов, красок, вкусов. И пусть не все для себя распробовал. Но это очень талантливо.

IMG_6893 copy

Сцена из спектакля «Мабыць?»

– Премьера спектакля «Мабыць?» стала обсуждаемым событием минувшего театрального сезона и заслужила благожелательную оценку критиков. Это первая постановка в репертуаре, созданная в технике вербатим. Текст, который произносят на сцене, не придуман драматургом. В основе – интервью, которые актеры брали у респондентов. Практика создания спектаклей по законам документального театра будет продолжена или это разовый эксперимент?

– Публика хорошо приняла постановку. Не было отрицания. Даже среди зрителей старшего поколения. Документальный театр давно известен на Западе, популярен в России. И есть зритель, которому это интересно. У Александра Марченко возник замысел поставить спектакль, посвященный жизни народной артистки Беларуси Татьяны Мархель. Не уверен, что это будет классический пример документального театра. Пока не знаю, что из этого получится. Решили попробовать. Татьяна Григорьевна сама будет участвовать.

IMG_6952 copy

Сцена из спектакля «Мабыць?»

– Жанр спектакля «Мабыць?» обозначен как «голоса вокруг наших вопросов». Какие темы вызвали эмоциональный отклик у вас как у зрителя?

– Единственная проблема, о которой говорят герои спектакля и с которой я лично не сталкивался, – насилие в семье. Между моими родителями царили понимание и любовь. И свою семью строю на этих принципах. Все остальные вопросы – про самоидентификацию белорусов, отношение к белорусскому языку, вере – рано или поздно начинаешь задавать себе. Те, с кого актеры снимали образ, очень интересные люди. После премьеры познакомился с бизнесменом из Могилева, который вкладывает деньги в создание своего рода «Скансена» – этнографического музея под открытым небом. Он рассказал, что именно заставило его переоценить многое в жизни. И осознать: голыми приходим в мир и уходим голыми. Когда соотносишь эти слова с историей его жизни, острее понимаешь их.

– Знакомые, которые видели спектакль, теперь повторяют фразу «Мы не здрадзілі ідэалам юнацтва» как афоризм.

– Замечательно, что текст уже на цитаты разбирают. Значит, удалось сказать о чем-то важном.

Справочно

Владимир Карачевский – директор Республиканского театра белорусской драматургии. Окончил Могилевское музыкальное училище, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Академию управления при Президенте Республики Беларусь. С 2007 по 2010 год – начальник управления культуры Мингорисполкома. С 2010 по 2014 год – первый заместитель министра культуры Республики Беларусь.

Фото Сергея Шелега и из архива театра

 

Еще материалы рубрики:

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Ирина Алексанова: «Чтобы управлять государством, одной амбициозности мало»

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Директор СШ № 111: «Периодически прохожу ЦТ сама, рекомендую и коллегам»

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Дмитрий Шевцов: «Депутат – не золотая рыбка»

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Конструктор Константин Сержанов: «Главное – это команда»

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Николай Ананьев об арене впечатлений и сохранении патриотизма

Самое читаемое