Можно ли обычному покупателю бодаться с крупным магазином? Разбираемся с помощью эксперта

Законодательство о защите прав потребителей всегда на стороне пострадавших. Поэтому, сколь сложной ни казалась бы покупателю ситуация по отстаиванию своей правоты, нужно обязательно проявлять настойчивость, тем более что за помощью всегда можно обратиться к специалисту. В этом убедился корреспондент агентства «Минск-Новости», пообщавшись с председателем общественного объединения «Онлайн защита потребителей» Анной Шилько.

— Анна Борисовна, рассмотрим ситуацию. Покупатель приобрел нечто крупногабаритное. Товар уже завернут. А дома выясняется: вещь повреждена. То есть дефект обнаружен после покупки. В вашей практике подобные случаи были?

— Сколько угодно. Причем речь необязательно о мебели или холодильнике. Например, минчанка приобрела в интернет-магазине смартфон, чтобы сделать подарок мужу на день рождения. Гаджет пролежал нераспакованным две недели. В итоге праздник оказался испорченным: у дорогой покупки люфт корпуса. Еще один случай: потребитель купил керамическую плитку. Разумеется, в упаковках. Вскрыл ящики только где-то через месяц, когда начал укладывать плитку. А в упаковках вместе с целой есть треснувшая. Он спрашивает у меня иронически: каждую плиточку проверять? Там же 30 упаковок! Да, отвечаю. Если не хотите потерять деньги на пустом месте, не поленитесь проверить каждую.

— В подобных ситуациях без вины виноват покупатель?

— Увы. Гражданский кодекс категоричен. П. 1 ст. 429 «Переход риска случайной гибели товара»: «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законодательством или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю». Проще говоря, вы должны тщательно осмотреть покупку на предмет видимых недостатков. Сразу после того, как вы вручили продавцу деньги, а он вам — чек, считается: вам передали товар без повреждений.

— Грустно. Неужели ничего нельзя сделать?

— Почему? Жизнь многогранна, как и судебная практика по таким делам. Приведу следующую историю, когда, как говорил Суворов, смелость города берет. Молодой человек, айтишник, приобрел системный блок за полторы тысячи рублей. Товар привезли на дом. Покупатель расплатился, курьер уехал. Через 15 минут парень вскрыл упаковку и увидел, что блок поврежден, сломана верхняя пластмассовая часть корпуса. Налицо механическое повреждение.

Наш айтишник вызывает курьера. Но тот не сговорчив и рекомендует письменно оформить требования и направить в офис фирмы. Грамотный ход. Там по факту получения претензии покупателю отказывают, ссылаясь на упомянутую выше статью.

Молодой человек не стушевался. Хотя я была скептически настроена по отношению к перспективам дела, он настойчиво гнул свою линию, мол, ничего не повреждал, пусть меняют блок или возвращают деньги. Поскольку воля подзащитного — закон, мы взялись представлять интересы потребителя в суде. И выиграли дело!

— Бальзам на душу. Раскройте подробности.

— Суд установил: должная приемка товара истцом в присутствии ответчика произведена не была. Это подтверждается отсутствием подписи молодого человека в акте приема-передачи в графе «осмотр товара покупателем». Также ответчиком не производилась проверка товара до его передачи истцу. Так, представитель фирмы, к слову юрисконсульт, на судебном заседании указал, что они приобретают товар у иного поставщика уже в запакованном виде и не проверяют. Это подтвердил и опрошенный в суде курьер, выступавший свидетелем. Он заявил: упаковку не вскрывали ни на складе, ни в присутствии потребителя. В итоге суд встал на сторону айтишника, расторг договор и постановил взыскать денежные средства с продавца.

— Гвозди бы делать из этих людей, я имею в виду молодого человека. Но почему вы поначалу отказывались браться за это дело, ведь отсутствие подписи подзащитного в акте приемки-передачи товара было очевидным?

— Не все так просто. В данном случае нам повезло: представители фирмы признали факт, что не вскрывали упаковку, то есть не могли гарантировать изначальную целостность товара до передачи его покупателю. А если бы вскрывали и гарантировали? Мы бы не сдались и при таком развитии событий, но судебная тяжба наверняка затянулась бы. Еще ситуация. В конце июня нынешнего года жительница Минска купила в магазине крупной торговой сети телевизор стоимостью 1,3 тыс. рублей. Поскольку дело не закончено, я перейду на казенный судебный язык, лишенный эмоциональной окраски. Итак, потребитель приобрел товар, что подтверждается соответствующим чеком. В процессе передачи товара имела место его некачественная упаковка. Это привело к повреждению. В наличии есть фотографии, которые покупатель может в любое время предоставить продавцу для обозрения. Потребитель считает: продавец не организовал должную приемку товара покупателю. И направил продавцу претензию. Однако тот сделал ссылку на п. 1 ст. 429 Гражданского кодекса Республики Беларусь «Переход риска случайной гибели товара» и отказал потребителю.

— И что?

— В данном случае женщина не рискнула идти дальше, испугалась длительности процедуры и возможного отказа.

— Казалось бы, чего бояться? В деньгах она не потеряет. Насколько знаю, потребитель освобождается от уплаты госпошлины. Или дело в том, что покупательница схлестнулась с крупной торговой фирмой? Тогда перейдем к главному. Можно ли обычному человеку успешно воевать с корпорациями?

— Вопрос очень болезненный. У больших компаний есть ресурсы судиться, тянуть время и выматывать нервы потребителю. У последнего сплошные риски: расходы адвоката, стоимость экспертизы, необходимость хождения по судебным инстанциям.

Чтобы не быть голословной, приведу случай. На прошлой неделе защищали интересы жителя Жодино. Исковые требования невелики: отремонтировать смартфон. Но ответчик — крупная компания. Мы готовы отказаться от заявленной в иске неустойки и денежной компенсации морального вреда, пойти на мировое соглашение. Увы, продавец мириться не хочет. Судья назначил экспертизу, обязанность по оплате которой возложил на ответчика. Представляете, фирма согласна понести расходы, только чтобы не пойти навстречу покупателю. Еще один случай из Жодино. Тяжба за права потребителя пока на начальном этапе. Обидчик снова крупная торговая сеть. Два года назад жодинец купил у них ноутбук стоимостью более 3 тыс. рублей. Когда компьютер вышел из строя, гарантийный срок еще не истек. Отремонтировать его бесплатно торговая сеть отказалась. Их специалисты провели диагностику, заявив: виноват владелец. Мы направили в магазин обращение с требованием провести не диагностику, а экспертизу ноутбука. На минувшей неделе продавец дал ответ: выбирать экспертов он будет сам. С такой позицией мы не согласны, решили отказаться от досудебной экспертизы и сразу пойдем в суд.

— А там как карта ляжет?

— Фемида беспристрастна. Вернемся к двум случаям: с айтишником и женщиной, купившей телевизор. Только настойчивость молодого человека привела к положительному результату. Очень важно в период, когда кажется, что вы не справитесь с ситуацией, что у них все куплено, обратиться к специалистам, экспертам, адвокатам. Не надо бояться отстаивать правоту, поскольку законодательство о защите прав потребителей всегда на стороне пострадавших. В заключение открою секрет, который лежит на поверхности. Вы совершаете крупные покупки от случая к случаю. Для продавцов это работа. Они по опыту знают: только один покупатель из ста будет отстаивать свои права до конца, то есть фактически ничем не рискуют, безосновательно отказывая на начальном этапе урегулирования спора. Но теперь вы тоже обладаете этой статистикой и можете ее откорректировать.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ