Можно ли снизить стоимость проживания в минских 3–4-звездочных гостиницах?

Как показывает практика, даже отели самого бюджетного сегмента «способны поступиться принципами».

Чемпионат мира по хоккею, прошедший в Минске в мае этого года, серьезно встряхнул гостиничную сферу. По оценкам специалистов, более 80 тыс. иностранных туристов посетили матчи хоккейного форума, соответственно, воспользовались услугами гостиниц, хостелов и общежитий столицы.

Перед началом соревнований за два года город удвоил число гостиничных мест. Если в 2012-м их было 4.405, то к началу чемпионата мира уже 9.250 (по последним данным, в столице работают 44 гостиницы на 9.320 мест).

Подводя итоги вскоре после состязаний, начальник управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Андрей Новиков привел интересные факты, как чемпионат мира по хоккею отразился на гостиничном бизнесе. На пресс-конференции он сказал: «Удалось создать комфортные условия как для участников чемпионата, так и для гостей. Были сформированы качественные предложения, куда входили как самые бюджетные варианты размещения – от 33 долларов за стандартный одноместный номер, так и варианты подороже – до 363 долларов в отелях категории «5 звезд».

Была выдержана грамотная ценовая политика. Обычно спортивные форумы такого масштаба сопровождались ростом стоимости услуг в городах, где они проводились. Так, во время последних чемпионатов в Хельсинки и Стокгольме рост цен составил от 40 %. В Минске заранее было заключено соглашение, и тарифы на услуги размещения были заморожены на уровне 1 января 2013 года. Все компании выдержали это соглашение. Рост среднего тарифа составил всего 3 %. Как результат, загрузка отелей во время чемпионата мира составила 82 %, при том, что среднегодовая за 2013-й была на уровне 55 %.

Наблюдались два пиковых момента. Это начало чемпионата (8–11 мая), когда математическая загрузка составила 97 %, а фактическая – 100 %. На окончание чемпионата (24–26 мая) загрузка составляла 86-88 %».

Чемпионат успешно отгремел, «отболел» и отсалютовал. Отельеры тем не менее паузу не берут. В стадии строительства и проектирования в городе находятся еще 15 объектов сферы гостеприимства на 4.300 мест. Конкуренция возрастает. Как же будут заполняться старые и новые гостиницы? Чем они могут завлечь потенциальных клиентов?

Ответ однозначный: хорошим пакетом услуг по приемлемой цене. Вряд ли нежелание некоторого числа участников гостиничного бизнеса подвинуться в сторону снижения ценового предложения принесет им дивиденды. Скорее, наоборот. Какие в таком случае факторы могут предотвратить потери?

Новую таблицу Менделеева составлять не требуется. Есть готовый рецепт. В большей степени деятельность гостиничной сферы циклична и уровень ее эффективности зависит, не надо удивляться, от уровня лояльности самих отельеров.

Примеры, на которые стоит обратить внимание, в Минске есть.

КДСУП «Гостиницы столицы» (дочернее предприятие отеля «Европа») объединяет четыре объекта – IT Time, Halt Time, Sport Time и East Time. Это новые отели экономкласса, имеющие категорию «2 звезды», введенные в эксплуатацию в 2014 г. Казалось бы, стоит ли беспокоиться их менеджменту? Бюджетный вариант всегда для туриста интересен. И тем не менее…

С первым заместителем директора КДСУП «Гостиницы столицы» Александром Тарасевичем мы скрупулезно разбирали ситуацию на столичном гостиничном рынке. Искали, так сказать, резервы снижения стоимости проживания в гостиницах.

– Я согласен с тем, что цены надо снижать, – говорит Александр Иванович. – Но есть масса моментов в нашей работе, которые стоит учитывать. Думаю, надо изучить ситуацию в других странах и на основе такого анализа вывести средний уровень цен. Ведь зарубежная практика показывает, что в гостиничном бизнесе необходимо очень быстро и гибко реагировать на сезонные спады, финансово-экономические колебания. Предоставлять всевозможные скидки (сезонные, постоянным клиентам, участникам всевозможных соревнований, конференций, форумов), формировать программы лояльности.

Отмечу, что никто со стороны государства не мешает участникам сферы гостеприимства широко применять скидки с тарифов на свои услуги. Наоборот, существующие регулирующие документы позволяют «для обеспечения максимальной загрузки гостиниц, повышения эффективности их финансово-хозяйственной деятельности и стимулирования развития туризма» исключительно самостоятельно определять порядок применения скидок, предусматривающий их конкретные размеры и условия. Более того, участники гостиничного бизнеса могли бы обратить внимание на оптимизацию себестоимости оказываемых услуг. Они же стараются уходить от разговоров на эту тему и держать информацию в тайне.

– Турист хочет вкусно поесть, принять теплый душ, хорошо поспать и получить от обслуживающего персонала улыбку и частичку уважения. И это ему нужно предоставить, – продолжает Александр Тарасевич. – Гостя необходимо окружить вниманием. С ним обязательно должна быть обратная связь. У нас, например, перед тем как запустить сеть, был разработан четкий маркетинговый план, которого и придерживаемся. Изначально позиционировалось, что мы работаем в низком ценовом сегменте – «2 звезды». Вместе с тем очень чутко реагируем на изменения и не боимся где-то «поступиться своими принципами». Правда, и ниже определенного предела стараемся не опуститься. Сегодня мы вышли на постоянный средний уровень загрузки номеров в пределах 30–35 %. Это неплохо, но в сезон или во время крупных мероприятий, проходящих в городе, наполняемость наших гостиниц – 40–70 %. Когда проходил чемпионат мира, она поднималась и до 80 %.

Я ознакомился с прейскурантом цен на обслуживание «Гостиниц столицы» – 35 долларов за однокомнатный одноместный номер, 70 – за двухкомнатный двухместный, 80 долларов – за двухкомнатный одноместный «люкс». На мой взгляд, вполне приемлемо.

Впрочем, это одна сторона медали, когда соотношение «цена – качество» определяется маркетинговой стратегией. Другая – о более низких тарифах можно говорить, если загрузка номерного фонда постоянно составляет, по оценкам экспертов, не менее 40–45 %, а лучше более 50 % и выше. Иначе говоря, гостей Минска должно быть много, они должны стремиться в белорусскую столицу, тогда и у отелей появится поле для маневра.

Не буду сейчас подробно останавливаться на развитии туризма в Минске, говорить о его достопримечательностях и привлекательности. В конце концов, есть соответствующая программа на 2011–2015 гг., утвержденная Мингорсоветом. Однако об одном важном аспекте по привлечению большего количества туристов в наш город нельзя не сказать.

– Активнее нужно развивать внутренний туризм, это огромный рынок, – считает заместитель начальника управления спорта и туризма Мингорисполкома Светлана Демешко. – Тут могли бы сыграть большую роль наши профсоюзы: организовать работу в этом направлении. Вспомните, как были ранее популярны туры выходного дня.

Утверждение справедливо. Интересно, что новая старая идея (неожиданное совпадение!) уже находит воплощение на государственном предприятии «Гостиницы столицы».

– Как раз сейчас совместно с туристическими компаниями мы разрабатываем подобный пакет услуг, – по-хорошему удивил меня Александр Тарасевич. – Говорить о цене пока рано, но могу сказать: она будет весьма привлекательной.

Что ж, остается надеяться, что и другие отельеры выступят с креативными предложениями. Ведь очень многие наши гости, однажды побывав в Минске, хотят вернуться вновь. А мы гостям всегда рады!

Минск

 

Спорт тайм

 

 

Еще новости по теме:

В гостиницах столицы  ожидают на новогодние праздники около 6 тыс. гостей

Обеспечить рентабельность столичных гостиниц планируется за счет развития въездного туризма 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ