Можно ли вернуть деньги за путевку или перенести поездку на более поздний срок. Комментарий специалиста

Нынешнее лето выдалось невыездным. Корреспондент агентства «Минск-Новости» вместе с юристами выяснил, как поступить: требовать от туроператоров возврата денег за путевку или договариваться о переносе поездки на поздний срок.

На эту тему мы поговорили с юристом Минского общества потребителей Полиной Аверьяновой и председателем общественного объединения «Онлайн защита потребителей» Анной Шилько.

Полина, насколько критична ситуация с возвратом денег? Соглашаются ли турфирмы вернуть их в том объеме, в котором получили от клиентов?

— Я бы не сказала, что мы столкнулись с массовым отказом. Да, в некоторых случаях дело доходит до исковых требований, хотя общая практика такова, что туроператор и клиент заключают досудебное соглашение, удовлетворяющее обе стороны. Дело в том, что многие зарубежные контрагенты не понесли расходов и без проблем возвращают деньги. Соответственно, туроператоры перечисляют их клиенту.

— А если разойтись полюбовно не удается?

— Тогда стороны встречаются в суде, где рассматривается вопрос о фактически понесенных затратах. Если фирма заплатила за билеты, трансфер, гостиницу и это подтверждено документально, то есть средства невозможно вернуть, сумма убытков распределяется между сторонами.

— В какой пропорции?

— Ее определяет суд. Хотя по моему опыту это 50 на 50. В то же время суд может обязать ответчика вернуть всю сумму, если выяснится, что деньги тратились в ущерб клиенту. Например, туроператор знал, что в стране пребывания объявлен карантин, но не предпринял мер по своевременному отзыву брони гостиничного номера, трансфера и так далее.

— В начале лета обсуждался вопрос о введении моратория на выплату денег за несостоявшийся тур до конца года.

— К счастью или к сожалению, окончательное решение не принято. Поэтому когда в спорной ситуации туроператор обещает рассчитаться только после 1 января 2021 года, он рискует. По сути, это ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Если потребитель напишет претензию о возврате средств, которую не удовлетворят, то вправе рассчитывать и на моральную компенсацию. Моратория на выплату ведь нет.

— А если оператор решит обанкротиться?

— Это больной вопрос. До нынешней пандемии COVID-19 турбизнес был очень прибыльным. Наряду с устоявшимися крупными агентствами с хорошей деловой репутацией возникали мелкие фирмочки, в чьем активе лишь арендованный офис и пара стульев. Эти игроки сейчас и уходят в самоликвидацию. Их владельцы намеревались получать прибыль, но оказались финансово не готовы нести риски.

— Что делать клиентам фирм-однодневок?

— Сейчас мы защищаем интересы нескольких клиентов организации «Южный край». Фирма находится в состоянии ликвидации, на слушания их представители не являются. Суд вынес решение о расторжении договоров заочно. Хотя у ответчика имелась возможность оспорить судебный вердикт, этого не сделано.

— Внесенные деньги за несостоявшиеся поездки люди получили?

— Повторюсь, это довольно болезненный вопрос. Казалось бы, дело решено в пользу потребителя, суд присудил ему компенсацию морального ущерба, но в действительности взыскать средства можно лишь в принудительном порядке. Это не так просто и сиюминутно, как кажется.

— Поддержу коллегу и скажу: урегулировать возникшие трения с оператором проще в досудебном порядке, — вступает в разговор А. Шилько.  Пандемию коронавируса нельзя было предвидеть, и турбизнес оказался заложником ситуации. Агентства не заинтересованы доводить дело до суда, так как понимают, что в случае проигрыша предстоит не только вернуть деньги клиенту, но и выплатить штраф, который может равняться сумме иска. Поэтому есть смысл договориться о переносе сроков поездки. Если это всех устраивает, то проблем не возникнет. Впрочем, идти на поводу у туроператора также не стоит.

— Что вы имеете в виду?

— Фирма может предложить перезаключить договор на новых условиях, когда от клиента потребуется дополнительная сумма. В этом случае важно отследить, как именно и на что использованы внесенные деньги. Потребуйте предоставить вам все финансовые документы. Здесь хозяин ситуации уже вы. У вас есть выбор — расторгнуть договор. В противном случае подать иск в суд или соглашаться на отложенную поездку, но на своих условиях.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ