Музыка в парках и понимание в обществе: какой видят уличную культуру участники «Пешеходки»

В Верхнем городе 18 мая стартует фестиваль «Место под солнцем», который соберет более 200 уличных музыкантов. Что они думают о «Пешеходке» и городском искусстве – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Виктор Хрущёв (скрипка):

Проект с каждым годом набирает обороты. Это ведь, по сути, легализация стрит-искусства. Насколько оно вообще может подпадать под какие-то правила? Вопрос сложный. Но знаю точно, что нужно учитывать интересы разных людей. И музыканты это должны понимать. Тем, кто работает в пешеходных переходах, может, и не в радость круглые сутки слушать музыку.

В этом году на «Пешеходке» он будет играть на скрипке один все, что по душе, — и каверы, и свои сочинения, и импровизации. «Пешеходка», по мнению музыканта, дает возможность молодым талантам реализоваться, выйти к публике. Это живой контакт с ней. А слушатели в свою очередь могут отвлечься от рутины и испытать побольше разных эмоций, выйти из привычных рамок восприятия.

Минск, по его словам, очень подходит для уличной музыки. Наши улицы, в отличие от европейских, широкие, с хорошей акустикой. Меньше вероятность, что будешь мешать тому, кто спит в доме напротив.

— В организации «Пешеходки» мне всего хватает. Разве что добавил бы пару станций, где можно играть: именно станций, не переходов. Не думаю, что мы помешаем тем, кто продает жетоны, — у них и так шумно, постоянный поток людей. Что касается уличной музыки ради заработка, то не считаю деньги главным. Верю: есть что-то поважнее. Но у каждого свои амбиции. И это нормально.

Анна Сеноженская (вокал, гитара, скрипка, фортепиано):

 О «Пешеходке» узнала случайно. Мама читала новости и сказала, что можно подать заявку. Вспомнила, как впервые выступала на улице лет в десять. Дело было в Германии. Почему бы и на родине не попробовать? Выполнила все условия — и репертуар был, и видео. Ничего сложного, если есть желание. «Пешеходка» помогла преодолеть страх перед сценой, живым выступлением, а еще — найти друзей, единомышленников. С теми, с кем выступаем, мы уже как семья. Даже конфликты умеем решать грамотно.

Анна считает, что правила, придуманные «Пешеходкой», — это верное решение. Но это не значит, что необходимо всегда строго им следовать, ведь есть и человеческий фактор. Например, когда в границах, отведенных для выступления, ты мешаешь, не стоит паниковать — можно попробовать договориться, с теми же сотрудниками метрополитена. И найти место, удобное и для них, и для тебя.

Я никогда не играю ради денег, хоть и уверена, что любой труд должен оплачиваться. Когда я чехол для монеток не ставлю, подходят, в руки деньги дают, запихивают в карманы. Понравилась, значит, песня. Есть отклик. А зимой, когда играла в переходе, приносили чай и печенье. Могут цветы подарить. И все это — огромная радость для музыканта. И ты так или иначе в выигрыше, ведь люди и контакты спрашивают, и интересуются твоими концертами. Если говорить о том, что поменять в «Пешеходке», то я бы добавила пару новых точек.Паулина Тимохина (вокал, группа PAULINN):

— Про «Пешеходку», которая уже стала для Минска явлением, знаю чуть ли не с момента ее создания. Наша группа каждый год мониторит события, связанные с этим проектом. Атмосфера единения слушателей и музыкантов, да еще и на свежем воздухе, — это волшебно. Можно открыть для себя новые имена, поделиться опытом, показать свое творчество. Да и в выходные дни город не пустеет. Те, кто не уехал на дачу, могут не сидеть дома, а прийти в Верхний город.

Паулина говорит, что было бы здорово, если бы «Пешеходка» разрослась до окраин и музыканты выступали, например, в одном из парков в Малиновке. Не всегда есть возможность путешествовать через весь город, особенно, с маленькими детьми. А так район бы ожил.

Еще, на мой взгляд, уличной музыке не нужно столько правил, касающихся точного времени выступлений и чёткого репертуара. Он же меняется. Достаточно определить список разрешенных для игры мест. Так, я видела, происходит, например, на улицах Киева или Варшавы. Конечно, не нужно играть напротив жилых домов.

 Певица уверена, что ценность этого проекта не в его уникальности, как любят у нас говорить. Важно другое. «Пешеходка», как и другие масштабные, повторяющиеся, народные культурные инициативы, — это показатель развития общества, того, что Беларусь богата талантами, а людям есть чем заняться в свободное от работы время.

Кстати, о работе. Много споров идет о том, должен ли музыкант на «Пешеходке» зарабатывать. Так вот, как сказала Паулина, не пытайтесь найти один ответ на этот вопрос.

Каждый выбирает сам — и будет прав. Есть исполнители, которые принципиально не делают свое творчество коммерческим, чтобы оставаться свободными и не подстраиваться ни под чей вкус. А кто-то, наоборот, хочет монетизировать то, что делает. Я и моя группа участвуем в «Пешеходке», не думая о финансовом поощрении, потому что нам нравятся идея проекта и место, где он проходит. А еще — там много крутых коллективов. Будет повод познакомиться. Мы, группа, PAULINN, кстати, выступим уже завтра на главной сцене у ратуши.

Александр Шелягович (гитара, группа «Оркестр Фишера»)

О «Пешеходке» наш коллектив знал, потому что был знаком с организаторами, а поучаствовать в первый раз решили, потому что понравилась идея с выдачей разрешений. Это хоть какая-то гарантия, что тебя не прогонят через пять минут после начала выступления на улице. Выступления, которые проводятся в Верхнем городе – это настоящий карнавал, праздник, а значит – искренние, положительные эмоции. А вот возможность поиграть в переходах метро – это ценный опыт выхода к публике, особенно для начинающих музыкантов, отличный шанс довести свою программу до совершенства или просто поддерживать общение со слушателями.

 Есть у Александра и пожелания к формированию уличной культуры в Минске: например, чтобы на центральных улицах было меньше автомобилей, и больше деревьев на тротуарах, больше людей. Ведь именно атмосфера уюта располагает к творчеству, в том числе и уличных музыкантов.

В этой связи хорошо бы включить в «Пешеходку» и парки. Глядишь, люди станут меньше сидеть в квартирах и больше общаться.

 В числе проектов, схожих с минской «Пешеходкой», Александр выделяет «Музыка в метро», существующий в Москве. Там тоже играют в переходах метрополитена. Музыкантов больше, но за счет того, что и мегаполис масштабнее. Во многих популярных туристических городах Европы, по его словам, также существуют программы лицензирования уличной музыки. А где-то, наоборот, нет официальных правил, но есть культура поведения, взаимопонимание, которое формируется между артистами и местными жителями. Многое в проведении и «Пешеходки» зависит от уровня культуры общества.

Что касается денег и творчества, Александр уверен, что большинство участников «Пешеходки» занимаются творчеством в первую очередь для самореализации. У немногих получается много заработать, если, конечно, не играть с утра до ночи.

С другой стороны, монетка, брошенная музыканту – это знак признания. Это так же приятно, как благодарственная записка или просто слово «спасибо». Для каждого человека важно иметь возможность выражать и принимать благодарность.

ТОП-3 О МИНСКЕ