Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 18 февраля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1745 год. Родился Алессандро Вольта, итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве

Покупая электрические лампочки, мы вряд ли задумываемся, что единица измерения напряжения «вольт» является производной от фамилии итальянского ученого, посвятившего всю жизнь исследованию электричества.
Он разработал ряд электрических приборов, в том числе конденсатор. Величайшим открытием ученого стало изобретение Вольтова столба — прообраза современных батареек.
Научная деятельность Вольты завоевала высокую оценку Наполеона, пригласившего его в Институт Франции представить свое изобретение. В 1809 г. Вольта получил от Наполеона титул сенатора, в 1810 г. — графа. А однажды Наполеон, увидев в библиотеке академии лавровый венок с надписью «Великому Вольтеру», стер последние буквы и получилось: «Великому Вольте».
1780 год. Родился Алексей Венецианов, русский художник, в творчестве которого доминировала тема сельского труженика

Великолепный портретист и пейзажист, он удивительно точно изображал жизнь простых крестьян и положил начало целому направлению в русской живописи, яркими представителями которого позже стали Крамской, Репин, Суриков и Васнецов. Картины Венецианова «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.
Национально-романтический стиль, выработанный Венециановым, оказывал влияние на многие виды искусства. В 1817-1818 гг. в Санкт-Петербурге издавался ежемесячный журнал «Волшебный фонарь» с гравюрами по рисункам Венецианова. По этим гравюрам на заводах изготавливали знаменитый Гурьевский сервиз, а также фарфоровые статуэтки, в том числе парные фигурки «Водоноски» и «Разносчика фруктов», пользовавшиеся большим спросом.
В 1820 г. художник покинул Москву, стал жить в небольшом имении Сафонково в Тверской губернии. Здесь он написал много удивительных картин. Некоторые из них он в 1824 г. представил на Академической выставке, в том числе картину «Вот-те и батькин обед». Сюжет этой картины пояснялся названием, под которым она демонстрировалась на выставке: «Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил».

Гибель Веницианова была неожиданной — 67-летний художник не вовремя выглянул из кибитки и на скорости ударился головой о придорожный верстовой столб.
1930 год. В местечке Койданово (ныне Дзержинск) начала работать первая в Белорусской ССР машинно-тракторная станция

Создание машинно-тракторных станций (МТС) открыло путь к началу технического перевооружения в сельскохозяйственном производстве. Вековой ручной труд крестьянина стали заменять машины.
Первая МТС на просторах СССР была организована в 1928 г. в Украине на базе тракторной колонны совхоза имени Шевченко Березовского района Одесской области. А в июне 1929 г. Совет труда и обороны СССР принял постановление о их повсеместном создании на селе. В стране начиналась массовая коллективизация, создавалась система работы «колхозы — машинно-тракторные станции».
Желающих стать трактористами было много, особенно среди молодежи, стремившейся освоить технику, поработать на невиданной машине. По мере роста коллективных хозяйств, увеличивались площади посевов. Каждый новый трактор, поступавший в колхоз, люди встречали с воодушевлением.
В январе 1930 г. Бюро ЦК КП(б) Белоруссии поручило Совету Народных Комиссаров БССР определить места и количество МТС в республике. 4 февраля того же года Народный комиссариат земледелия получил сообщение о выделении для республики одной станции. Было принято решение о ее размещении в одном из районов Минского округа. На это право претендовали два района — Койдановский и Плещеницкий.
В феврале того же года бюро Минского окружного комитета КП(б)Б приняло постановление об организации машинно-тракторной станции в пограничном Койдановском районе. Она открылась 18 февраля 1930 г. Эта дата и считается днем организации Койдановской МТС — первой МТС в БССР.
Для подготовки трактористов организовали курсы механизаторов. Туда принимали молодых людей, у которых было хотя бы 4 класса образования, прежде всего детей бедноты. Через три месяца к работе в колхозах подготовили 128 механизаторов, в том числе 35 девушек, так что была создана и женская бригада трактористок.
К 1930 г. Койдановская МТС стала превращаться в главное предприятие в местечке. На заседании президиума Койдановского райисполкома для строительства МТС выделили участок пустыря размером 35 гектаров — от железнодорожной станции Койданово в сторону центра местечка. Там был построен гараж на 250 тракторов, восемь цехов для их обслуживания, склад запчастей и котельная. Радиус деятельности станции из 20 плановых километров был увеличен до 30. В том году койдановские механизаторы работали не только в 35 колхозах и 5 совхозах своего района, но и помогали Заславскому и Самохваловичскому районам.
Сеть машинно-тракторных станций росла в СССР очень быстро. За десять лет с 1930 г. их число увеличилось с 158 до 7 069. Вместе с тем происходил количественный и качественный рост тракторного парка. В 1940 г. посевная площадь колхозов, обслуживаемых МТС, составляла 90,1 % от общей посевной площади страны.
1930 год. Бригада по продаже ценностей за границу изымает из Оружейной палаты Кремля десятки ювелирных украшений и предметов старины XVIII века

Музейные сотрудники наблюдали за происходящим со слезами на глазах, но помалкивали. Бригаду гражданских специалистов сопровождали вооруженные люди в военной форме.
Список изъятых ценностей велик. В тот день из Оружейной палаты были вывезены и отправились на реализацию за границу в том числе пасхальные яйца работы Фаберже, серебряный сервиз Григория Орлова (весом более 130 пудов чистого серебра), подаренный своему фавориту Екатериной II, десятки изделий французских ювелиров XVIII века, в том числе Огюста и Жермена, и многие другие драгоценности и уникальные артефакты. Хотя общая стоимость «реквизированного» составляла около 1 300 тыс. рублей, все это было продано за рубеж за полцены (около 680 тыс. рублей).
Аналогичные изъятия производились по всей стране. Молодой советской республике позарез нужна была валюта, в ход пошли предметы искусства и старины. Оперативно были приняты все соответствующие постановления и инструкции. В соответствии с ними «для отбора произведений искусства и проведения всех необходимых экспертных операций» образовали «особую ударную бригаду из искусствоведов, рекомендованных Главнаукой», членов которой разослали по столичным и провинциальным музеям, картинным галереям — в Волоколамск и Тверь, Нижний Новгород и Арзамас, Сергиев Посад и Владимир, Ярославль и Кострому, в подмосковные усадьбы. Сопровождали искусствоведов и оценщиков подтянутые молчаливые люди с голубыми петлицами на армейских гимнастерках. Они следили, чтобы никто не попытался чинить препятствия выполнению столь ответственного правительственного задания.
Поток художественных ценностей, еще недавно служивших украшением многих музеев страны, а теперь ставших просто экспортным товаром, непрерывно тек в адрес ленинградской конторы «Антиквариата». Стоимость изъятого только за полгода (с 1 октября 1929 г. по 1 апреля 1930 г.), по сознательно заниженным оценкам, составила 2 млн рублей!
В Ленинграде произведения искусства и памятники старины сортировали: часть уходила в Европу, другая — в США. Основную часть советского экспорта антиквариата, 60 %, поглощала Германия: на 1 367 065 рублей только за последний квартал 1929 г. Чуть меньше трети — США: за тот же срок туда ушло ценностей на 710 445 рублей. Остальное в те же месяцы оседало в Австрии — на 134 500 рублей, Великобритании — на 47 280 рублей, Финляндии — на 22 300 рублей и во Франции — на 16 550 рублей.
Однако изъятия из государственных музеев не сделали страну богаче. Экспорт художественных ценностей еще не означал безусловного и быстрого их сбыта и поступлений на счета Госбанка СССР вожделенной валюты. Огромное количество поступивших из Союза ценностей осело на заграничных складах советского торгпредства без движения или реализовывалось, образно говоря, по чайной ложке.
Богатства страны, собираемые веками, уходили за бесценок. А все из-за падения спроса, чему было две причины: во-первых, с каждым месяцем углублялся мировой экономический кризис, что вело к неуклонному падению спроса абсолютно на все, а во-вторых, переизбыток на антикварном рынке раритетов весьма серьезно влиял на их стоимость: она падала по мере поступления из СССР все новых и новых партий картин, мебели, бронзы, фарфора, гравюр, книг.
1935 год. Родился Геннадий Гладков, композитор, автор музыки к популярным кино- и телефильмам, мультфильмам и мюзиклам, народный артист России

«Белеет мой парус, такой одинокий…», «Ничего на свете лучше нету…», «Уно, уно, уно, ун моменто…», «Синема, синема, синема, от тебя мы без ума…», «Давайте тихонько, давайте вполголоса…».
Вряд ли можно найти человека, который не смог бы напеть хотя бы одну из этих песен. Песни Гладкова любимы и узнаваемы, а главное — они поются и не надоедают уже много лет. Пожалуй, его музыкой можно было бы заполнить целый день эфира радиостанции, и ни одна мелодия не повторилась бы, а слушатели были бы только рады такому подарку.
Музыка Гладкова звучит в фильмах «Джентльмены удачи» (1971), «Точка, точка, запятая…» (1972), «Люди и манекены» (1974), «Ты — мне, я — тебе» (1976), «12 стульев» (1977), «Собака на сене» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Убить дракона» (1988), «Дон Сезар де Базан» (1989), «После дождичка в четверг» и др.
В ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых, композитор сам исполнял свои песни («По следам бременских музыкантов», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой щенок», «Пока безумствует мечта», «Дульсинея Тобосская», «Формула любви»).
«Композитор не имеет права быть снобом, он должен слышать, чувствовать и понимать ту музыку, которая несется из окон и звучит на танцплощадках, — говорил Гладков. — Композитор пишет не для себя и нескольких друзей — он, как ни крути, создает массовое искусство».
Ему было уже 88 лет, а он выражал готовность отправиться на фронт. В одном из последних интервью говорил: «Мой отец выступал в составе фронтовых бригад перед солдатами в Великую Отечественную. И я бы сегодня выступил перед ребятами на СВО. Позовут — поеду, для меня будет честь. Мочи нет терпеть паразитов этих, бандеровцев!».
Умер Гладков 16 октября 2023 г. от острой сердечно-сосудистой недостаточности.