«Мы могли бы работать даже по заказу Папы Римского». Чем занимаются обладатели специальных премий Президента

Недавно были вручены специальные премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства. Среди награжденных — авторский коллектив, в который вошли: доцент кафедры монументально-декоративного искусства Белорусской государственной академии искусств Денис Чубуков, мастер производственного обучения этой же кафедры Кирилл Орсик и член Белорусского союза художников Алевтина Башкатова, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Они удостоены высокой награды за мозаичное оформление алтарной части храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Им удалось совместить церковные каноны и творческий подход.

В чем особенность масштабного проекта, как проходила работа над ним и чему она научила, мы узнали у Кирилла Орсика и Алевтины Башкатовой.

Над проектом трудились художники-монументалисты из мастерской «Артель-арт» под руководством Дениса Чубукова. Помогали сотрудники и студенты Белорусской государственной академии искусств. Всего около 100 человек. От создания эскиза до воплощения потребовалось 4 года (работа велась с перерывами). Мозаику выкладывали примерно год. Общая площадь панно в алтарной части составила 400 квадратных метров. Вероятно, подобные изделия такого масштаба ранее не создавались в Беларуси, — отметил К. Орсик и подчеркнул, что курировал проект настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный.

Основные работы велись в мастерской. Сначала художники рисовали эскизы и клеили макет всего пространства алтаря, затем создавались картоны с изображениями в натуральную величину. Их располагали на стенах в храме и решали, какие изменения нужно внести. После этого выкладывали мозаику из цветной смальты (непрозрачное стекло) и золотой (использовался тончайший слой драгоценного металла, для прочности его покрывают тонким стеклом). Изображение выкладывали из элементов размером 6 х 6 мм и даже мельче — до 1 мм.

— Важно учитывать расстояние, с которого будут смотреть прихожане, поэтому подбирали тона ярче, чем на картоне. Воздух тоже «съедает» цвет, да и со временем мозаика может покрыться пылью. Порой приходилось упрощать какие-то мелкие детали, чтобы издали фигуры смотрелись четче, — приоткрывает секреты профессии К. Орсик и признается, что кропотливый труд для него тяжелее, чем физический.

Некоторые технологически сложные моменты мастера осваивали уже в процессе. Например, как создать изогнутые уголки золотой смальты, какое покрытие для работы выбрать, чтобы она сохранилась на долгие годы.

А вот А. Башкатова — девушка терпеливая и усидчивая. После окончания БГАИ преподавала, делала росписи, писала картины, а потом занялась кропотливым ремеслом — выкладыванием мозаики.

— Эта деятельность забирает много времени, и выкроить момент для написания картин пока не получается. Чтобы настроиться на работу в храме, порой нужна молитва, иногда достаточно побыть в тишине, а временами хочется, чтобы кто-то рядом говорил на бытовые темы, — уверяет Алевтина.

Она выкладывала часть ликов святых, Богородицы и Иисуса Христа — наиболее сложный и ответственный процесс, который выполняла вместе с Денисом Чубуковым.

— Необычность панно в том, что здесь изображено небо. Как правило, купола выстилают золотом. Отец Федор предложил создать светлый орнаментальный фон в серебристо-розовых цветах, что для церковного искусства не слишком характерно, и мы довольны получившимся результатом, — рассказывает А. Башкатова.

Создатели панно отмечают: понимали важность и ответственность работы, то, что она долго будет радовать прихожан. Конечно, многое зависит от прочности самой постройки, но сохранились ведь мозаики из Древнего Рима! Поэтому есть надежда, что и их творениям уготовано долголетие.

Кстати, это не первая работа коллектива на церковную тематику. Недавно они завершили работу в Кафедральном соборе Рождества Христова в Солигорске и продолжают трудиться над оформлением Серафимо-Дивеевского монастыря в Нижегородской области. Уверены, что, находясь в таких сакральных местах, приобретают не только бесценный опыт, но меняют жизнь к лучшему.

— Наши художники, выкладывающие мозаику, не уступают по уровню мастерства многим итальянским мастерам, но, к сожалению, порой людям важно, чтобы занимались этим процессом именно зарубежные профи, — сожалеет К. Орсик.

— А мы могли бы работать даже по заказу Папы Римского, — не сомневается А. Башкатова.

Пока талантливые белорусы еще не приобрели мировую известность, но уже сделали шаги на пути к признанию и уверяют, что ощутили радость от первой победы.

Фото из архива собеседников

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ