«Мы обязаны выехать по каждой заявке и всё проверить». Поговорили со слесарем «МИНГАЗа»
Каждый день что-то новое, поэтому скучать не приходится. Так говорит о своей работе слесарь аварийно-восстановительных работ 6-го разряда предприятия «МИНГАЗ» Павел Кашицкий. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В действительности всё серьезно. За смену специалиста его экипаж совершает десятки выездов для устранения критических неполадок в системах газоснабжения.
Профессиональный старт
Павел родился и вырос в Минске. О том, чтобы стать газовиком, задумался после школы. Возможно, оказали влияние советы матери, которая работала оператором газовой котельной. Но решение поступить в ПТУ № 23 на слесаря по ремонту газоиспользующего оборудования принял самостоятельно. Зацепила специальность, только когда пришел на практику в «МИНГАЗ», а убежденность в том, что находится на правильном пути, появилась в первые дни работы на предприятии после окончания училища.
— Было интересно разбираться в том, как устроены оборудование, приборы, газопроводы, устанавливать причины неполадок и своими руками делать ремонт. Понравился коллектив, с товарищами по бригаде познакомился быстро. Начались первые выезды на объекты, в основном в котельные, — вспоминает собеседник события 20-летней давности.
5 минут на сборы
Служба аварийно-восстановительных работ — это, по сути, скорая помощь как для промышленных объектов газоснабжения, так и для бытовых потребителей. Около десятка экипажей находятся на дежурстве посменно по 12 часов. За смену может поступить и 10 заявок, и 50. Автомобиль с бригадой в составе мастера, двух слесарей и водителя должен выехать в течение 5 минут. Включает «мигалки» и мчится по адресу. Учитывая, что «МИНГАЗ» обслуживает не только столицу, но и Минский район, проведенное в пути время зависит от расстояния. Но прибыть нужно как можно быстрее: оперативность реагирования — залог успеха локализации аварийной ситуации. Если по какой-то причине мастер отсутствует, руководство экипажем переходит к Павлу как слесарю с высшим разрядом.
Трубы и котельные
Если говорить о промышленных объектах, часто выезжают на ремонт газопроводов по сигналам обходчиков. Основные причины повреждений, которые приводят к утечке газа, — коррозия или сторонние организации при проведении земляных работ задели ковшом экскаватора артерию с голубым топливом, рассказывает собеседник. В свою очередь газорегуляторные пункты (ГРП) все телемеханизированы. Информация о любой неисправности, об отклонении от заданного режима (например, завышение или занижение давления) высвечивается на мониторе, установленном на головном предприятии. Направляясь на объект, аварийщики уже имеют представление о характере работ. Также они выезжают в котельные, если обслуживающий персонал самостоятельно не может справиться с поломкой.
А у нас в подъезде газ
Немало заявок поступает по номеру 104 от жителей, которые пользуются газовыми плитами, котлами, колонками.
— Самая распространенная ситуация, когда сообщают о запахе газа в подъезде или на площадке. Приезжаем и включаем специальный прибор — индикатор газа, который позволяет определить наличие газа и откуда происходит утечка. С этим могут возникать трудности, если в квартире установлены двойные входные двери, а звонить всем подряд, особенно в ночное время, не очень удобно. Тогда плотно закрываем в подъезде двери, окна, чтобы по максимуму ограничить поступающий извне воздух, и проводим повторные замеры. Если не удается попасть в квартиру, на которую «показывает» прибор, перекрываем газ по стояку, информируем местный ЖЭУ: он разыскивает владельца, при необходимости — вместе с милицией. Нередко за газ принимают запах ацетона или краски, но мы обязаны выехать по каждой заявке и все досконально проверить. Более того, настоятельно рекомендуем при малейшем подозрении на что-то подобное, звонить по номеру 104, — рассказывает об особенностях своей работы Павел.
Утечки газа случаются в основном у хозяев квартир пожилого возраста, и не по причине неисправности оборудования, а из-за невнимательности при пользовании газовой плитой, объясняет специалист. Не до упора поворачивают ручку, перекрывающую газ, или просто конфорка гаснет, например, ее зальет водой, а голубое топливо продолжает поступать. В таких случаях чаще звонят обеспокоенные соседи, чем сами виновники.
Бывают и комичные эпизоды. Однажды ночью из дома во Фрунзенском районе поступил сигнал: хозяйка сообщила, что в квартиру, возможно, из вентиляционного канала, просачивается газ.
— Дверь открыла женщина в… противогазе. Мы прошлись по всем помещениям, прибор никак не отреагировал, да и сами не ощущали никакого запаха. Необычную картину дополняло то, что совершеннолетняя дочь хозяйки спокойно спала… тоже в противогазе, — с улыбкой вспоминает Павел.
О личном
Свободное время, говорит собеседник, посвящает семье. С будущей супругой познакомился на предприятии «МИНГАЗ» — Юлия работала контролером (занималась расчетами за газ). Сыну Кириллу 13 лет. Семейное увлечение — путешествия: по городу — на велосипедах, по стране — на собственном автомобиле.
— На выходные можем запросто съездить в какой-нибудь город или местечко с интересной историей, где есть старинные замки, церкви, костелы, монастыри. За несколько дней получаем массу впечатлений, — отмечает Павел.
Справочно
После присвоения звания «Минский мастер» Павел Кашицкий принял участие в республиканском конкурсе, организованном в Бобруйске объединением «Белтопгаз» среди работников аварийно-восстановительных служб семи профильных предприятий страны. Прошел отборочный тур и попал в основной состав. Команда «МИНГАЗ» заняла третье место, причем с минимальным отрывом от победителя — 0,33 балла. К примеру, между ней и командой, завоевавшей 4-е место, разрыв составил 3,3 балла.
Фото Павла Русака