«Мы вас запеленговали, откройте!». Почему режиссер фильма «Весна на Заречной улице» разбил о стену радиоприемник

О том, как создавалась песня «Когда весна придет, не знаю», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Завод не сочетается с любовью, сказали автору стихотворения, ставшего позднее всенародно любимой песней.

Случайная встреча

Алексей Фатьянов

К середине 1940-х композиторы в Москве знали: Алексей Фатьянов печет стихи популярных песен, как пирожки. Хиты «Соловьи», «Первым делом, первым делом — самолеты…», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» знала вся страна. Бывали и неудачи. Основной герой его произведений — солдат или крестьянин. Однажды Фатьянов попытался освоить незнакомую тему — написать стихотворение о влюбленном сталеваре, привнеся в текст лирику и соцреализм. В редакции ежегодника «День поэзии» сказали: райком комсомола и завод не сочетаются с любовью. По свидетельствам очевидцев, ранимый поэт заплакал прямо в издательстве. Направляясь домой, он встретил в метро композитора Бориса Мокроусова, с которым в 1946-м создал песню «Шли два друга». А. Фатьянов посетовал на ситуацию, дал ему лист с забракованным стихотворением. Тот пробежался глазами и сказал: «Интересно, но сыровато».

Мокроусов в первые послевоенные годы писал в том числе для театра. Знал, что театр — зрелище камерное, песни из спектаклей редко уходят в народ. Но он не относился к своим произведениям, прозвучавшим в них, как к утраченным. Например, «Вологда», которая благодаря «Песнярам» стала хитом 1970-х, написана в 1956-м для спектакля «Белые облака» в постановке московского Малого театра.

Композитор знал: лучший популяризатор песен — кино. Во время войны его «Песня защитников Москвы» прозвучала в оскароносной документальной картине «Разгром немецких войск под Москвой». Позже в его послужном списке будет много лент, и даже музыка к «Неуловимым мстителям» (1966). Но к началу 1950-х его мелодии звучали только в фильме-спектакле «Свадьба с приданым».

И вот однажды в 1954-м в его квартире раздался телефонный звонок из Запорожья.

Дефект в эффект

Марлен Хуциев

Директор Одесской киностудии Алексей Горский в начале хрущевской оттепели в 1953 году делал ставку на молодых. Он предложил выпускникам ВГИКа Марлену Хуциеву и Феликсу Миронеру снять первую для них полнометражную картину по их сценарию «Весна на Заречной улице». Парная режиссура никем не приветствовалась, но давала Горскому некоторые гарантии. Он говорил на украинском: «Одна голова дебютанта добре, дві — краще». Оператор-постановщик ленты Петр Тодоровский тоже был вчерашним студентом.

В конце 1940-х Ф. Миронер написал одноактную пьесу о сталеварах. От нее при создании сценария оттолкнулись. Главному герою дали фамилию ушедшего из жизни педагога ВГИКа 44-летнего Игоря Савченко. Исполнитель роли Саши Савченко Николай Рыбников в 1953-м окончил ВГИК. В студенческие годы снимался в эпизодах, играл подлецов и контрабандистов. Поэтому утверждение его на роль передовика далось непросто.

Сыгравшая учительницу Татьяну Левченко Нина Иванова — непрофессиональная актриса. В 10 лет снялась в картине «Жила-была девочка». Спустя время поступила в мединститут, мелькнула в короткометражке «Надя», где на нее обратил внимание Хуциев и пригласил в Одессу на кинопробы. Именно непрофессионализм и скованность в кадре стали поводом ее утверждения на роль. Режиссер был уверен: дефект превратиться в эффект. Начинающая учительница с учениками старше нее должна находиться в легком оцепенении.

Съемки уже шли в Запорожье на металлургических предприятиях, когда режиссеры поняли, что нужен песенный лейтмотив ленты. М. Хуциев был знаком с Б. Мокроусовым, позвонил ему и сказал: «Мы тут о сталеварах кино снимаем. Ни разу не слышал песни, где есть любовь, ностальгия и соцреализм. Понимаю, это нагромождение, но нет ли стихов на примете? И музыки заодно?» Композитор мгновенно вспомнил давнюю встречу в метро с Фатьяновым, его стихотворение и ответил: «Что-то есть. И музыка, кажется, тоже». Хуциев поинтересовался: «Что значит кажется?» Мокроусов как мелодист не помнил деталей стихотворения, но запомнил тему и ритм. Во время разговора с режиссером он сложил его со своей мелодией из спектакля «Макар Дубрава», поставленного в 1948-м в театре имени Вахтангова. Пьесу уже исключили из репертуара, и отличная мелодия оставалась бесхозной.

Особый сплав

Через несколько дней Фатьянов и Мокроусов приехали в Запорожье. Мелодия режиссерам понравилась, стихи требовали доработки. Поэт присоединился к творческому процессу. Чтобы погрузиться в атмосферу, он присутствовал на съемках в школах рабочей молодежи, парке «Дубовая роща», райвоенкомате. В цехах Фатьянова впечатлило то, как из-за отсутствия достаточного числа световых приборов рабочие открывали заслонки мартеновских печей, дабы осветить съемочную площадку. Тогда он написал: «В домах погашены огни, горят мартеновские печи». Правда, если сталеваров просили открыть печи для второго, третьего дубля, доносился мат. Процедура открытия заслонок — нарушение технологического процесса. Потом вместе с группой Фатьянов выехал в Одессу. Переживал, что в песне есть дружба, любовь, а профессии нет. Но в итоге нащупал: «Мне ни за что не променять. Ту заводскую проходную, что в люди вывела меня».

Шутки шутками

Киношники занимали этаж в гостинице, который никогда не спал. В съемочной группе самому взрослому — Хуциеву — 31 год. Поэт с композитором чуть постарше, но и они бодрствовали. В одну из таких ночей с нуля написали для фильма «Песню Юры» («У меня идет всё в жизни гладко»).

Феликс Миронер

Ф. Миронер ночами запирался, забирался с приемником под кровать и слушал вражеские голоса. Однажды подвыпившие коллеги решили его разыграть. Они постучали в дверь номера с криком: «Мы вас запеленговали, откройте!» Чтобы уничтожить улику, Феликс разбил приемник о стену. После бессонных ночей каламбурили, мол, снимаем «Без сна на Заречной улице».

Отсняв одну из сцен в Запорожье, пленку для просмотра отправили директору поездом в Одессу. А Хуциев тайком написал на попавшем в кадр заборе слово из трех букв. Потом крикнул соавтору: «Феликс, мы не заметили, это увидит начальство, нам конец!» Миронер хотел гнаться за поездом с пленкой на машине. В последний момент Хуциев признался в розыгрыше.

Хвалили, как покойных

На промежуточных просмотрах ленту ругали, мол, что это за пьющие передовики, не хочу учиться, а хочу жениться! Получается, на металлургическом предприятии нет ни комсомола, ни парткома? Но авторы понимали: они снимают достоверное кино про настоящих людей. Поэтому даже строчки из песни «Мне всё здесь близко, всё знакомо, всё в биографии моей. Дверь комсомольского райкома, семья испытанных друзей» не вошли в ленту. Режиссеры не хотели райкомов, казенщины, а желали, чтобы зрители узнали в героях себя.

Пётр Тодоровский

Оператор П. Тодоровский шутя рассказывал: на приемке картины в Киеве на сцену вышел режиссер Марк Донской и стал так нас хвалить, что мы решили, будто лежим в гробу. На Руси так хвалят только покойников.

Произведение «Когда весна придет, не знаю» считают неофициальным гимном сталеваров. В Вязниках, где родился поэт, проводится ежегодный Фатьяновский праздник. В финале песню исполняет многотысячный хор зрителей. В 2000-х на бульваре Шевченко в Запорожье появились городские часы, играющие мелодию из фильма.

Лента «Весна на Заречной улице» с момента выхода в 1956-м ни на один год не исчезала из телеэфира и действующего прокатного фонда.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ