Мясо в дореволюционном Минске было стратегическим продуктом. По каким правилам и где им торговали
Фермерская еда, домашнее мясо, вегетарианское меню. Эти современные тренды хорошо знали жители дореволюционного Минска — подробности в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Прибыльное дело
Мясо для минчан было стратегическим продуктом. Им торговали на Нижнем рынке (ныне район площади 8 Марта). Выбор был огромный: свинина, говядина, баранина, конина, дичь. Как обычное, так и халяльное с кошерным. В большинстве случаев это было не местное мясо. Скот привозили в столицу Северо-Западного края почти со всей территории европейской части Российской империи.
В справочнике «Весь Минск, или Спутник по г. Минску» указано, что в 1910 году забито более 22 тысяч голов крупного рогатого скота, около 23 тысяч свиней и 14,5 тысячи телят.
Городские власти были заинтересованы в упорядоченном и подконтрольном убойном деле. Первым обратил внимание на то, что подобный бизнес полностью сконцентрирован в частных руках, городской голова Минска граф Кароль фон Гуттен-Чапский. Именно он инициировал возведение городской скотобойни. Площадку под строительство подобрали неподалеку от железнодорожного вокзала и оживленного Игуменского тракта. Ныне это район пересечения улиц Аранской и Маяковского. Все буренки и хрюшки, доставленные в столицу по железной дороге, попадали на обширный скотопригон. Туда же приводили домашний скот и минчане. С введением бойни в строй вышло обязательное постановление Городской думы «О порядке пользования городскими бойнями». Оно запретило жителям столицы убивать буренок и хрюшек вне ее стен. Так город взял мясной бизнес под полный контроль.
Минчане, как обычные горожане, так и держатели лавок в мясных рядах, оставляли своих животных на скотопригоне, а потом лишь получали туши. Причем с бойни их привозили в лавку или магазин в специальной повозке. За осмотр ветеринарным врачом, услуги бойни приходилось платить. Кровь в обязательном порядке сдавали за 2 копейки на альбуминовый завод. Кишки можно было или продать за 25 копеек, или сдать за 15 для чистки на кишечный завод. Неудивительно, что прибыль, получаемая городом от скотобойни, составляла около 25 тысяч рублей в год.
Тайное убийство «хавроньи»
Некоторые минчане считали, что привозное мясо менее вкусное и полезное, чем свое. Они искали на рынке аналог современного фермерского продукта. Главным критерием отбора были клейма боен из окрестностей Минска. Покупатели полагали, что там местные крестьяне забивают хрюшек перед продажей в городе. Однако даже минское клеймо не давало гарантии того, что туши не привозные. Что мешает выгрузить животных на ближайших к городу станциях? Поэтому минчане, предпочитающие местное мясо, приобретали его у проверенных продавцов. Специально для таких покупателей мясник брал живой товар у крестьян на Троицком рынке, а потом сдавал на бойню. Он же гарантировал, что на прилавке сало от выращенной на подворье свиньи. Так же поступали минчане, желающие накрутить много колбас или засолить окорока к праздникам. На бойне за дополнительную плату можно было заказать разделку туши.
Этим решением оказались озлоблены только жители окраин: им было накладно вести на бойню выращенную на подворье «хавронью». К тому же многие были бедняками и не могли потратить на это рубль. Так в Минске исчез обычай звать в гости на свеженину. Животных стали убивать тайно, чтобы не прознали соседи. Донести о таком нарушении в то время было в порядке вещей.
А вот жители Серебрянки оказались заложниками построенной пожарной каланчи. Дежурный пожарный с нее видел всех, кто забивает и разделывает животных у себя во дворе. Уже через час к ним приходили представители властей, фиксировавших это нарушение.
Морковное жаркое будете?
В дореволюционной России активно развивалось вегетарианство. В различных городах империи появлялись вегетарианские общества. В Минске идея создать свое общество появилась в начале 1911 года. Приверженцами гуманного обращения с животными, исключения из рациона мясных продуктов и популяризации здорового питания были доктор Обезерский, купец Шабад, Богданович, Фишкин и учитель Рубин. Они стали костяком общества и в мае разработали его устав. Официально Минское вегетарианское общество зарегистрировали и внесли в реестр обществ и союзов Минской губернии 31 июля 1911 года.
Первое общее собрание состоялось 26 сентября в Минской городской управе. На нем избрали Совет общества.
Начать распространение идей вегетарианства решили с устройства лекции с буфетом. Для этого арендовали обширный зал, приготовили легкие овощные блюда. На рекламу, аренду зала и пробный буфет потратили 60 рублей 10 копеек. Лекция с успехом прошла 16 октября 1911 года. Послушать о еде без мяса и ее пользе, а также попробовать необычные вегетарианские яства пришло немало горожан. Чистая прибыль от этой лекции составила 16,5 рубля. Тогда же родилась идея открыть в городе специализированную вегетарианскую столовую.
В 1912 году новое заведение общепита распахнуло двери на Губернаторской улице (ныне Ленина). Приготовлением и отпуском вегетарианских обедов заведовали члены общества Иоахим и Станислава Глинзевич. Меню было строго вегетарианским. Никаких продуктов животного происхождения! Полноценный обед обошелся бы в 30–40 копеек. Дороговато, но спрос на такую продукцию был стабильным. В среднем ежедневно отобедать приходили 20 горожан. В дни церковных постов число посетителей возрастало. За год продали около 7 000 обедов на 2 100 рублей. Правда, заработать на этом не вышло. Годовая аренда помещения в 1912-м обошлась обществу в 180 рублей, а оставшиеся 1 920 рублей потратили на прислугу, продукты, топливо и кухонную утварь.
Большинство минчан не воспринимали идеи вегетарианства. Считали их очередной выдумкой для богатеев. Зачем платить баснословные 30 копеек за обед, которым толком не наешься? За 10 копеек легко сытно перекусить в харчевне. Пусть там будут субпродукты, а не мясо. Зато точно насытишься!