«Мы не имеем права на ошибку». Репортаж из электродепо, которое отвечает за работу Московской линии метро

О деятельности электродепо «Московское» — в репортаже корреспондента агентства «Минск-Новости».

Стратегический объект

Электродепо «Московское» расположено на улице Фабрициуса, 24. На проходной 7-этажного административно-бытового здания — контролер, турникет, арочный металлодетектор для проверки сумок и габаритной клади. Объект, по сути, стратегический и режимный. На верхнем этаже — кабинет начальника службы подвижного состава Владимира Семашко, куратора обоих депо столичной подземки.

В штате депо «Московское» сейчас 419 работников, из них 164 машиниста электропоездов, — рассказывает В. Семашко.  Основные структурные подразделения — цеха ремонта, эксплуатации и ремонтно-хозяйственный. В каждом из них еще по нескольку бригадных звеньев. Депо функционирует круглые сутки, смены у машинистов по 6–7 часов, у остальных тружеников — по 8–12. Московскую линию обслуживают 5 колонн, за каждой закреплен машинист-инструктор. В парке 37 пятивагонных составов. В часы пик на первой линии одновременно находятся 30 электричек, что позволяет выдерживать двухминутный интервал.

Вместе с В. Семашко и начальником депо «Московское» Александром Сороко спускаемся на этаж ниже. Рядом с дверью табличка «Дом отдыха локомотивных бригад». И никакой иронии тут нет. В здании на самом деле созданы домашние условия для машинистов, у которых сбегаются близкие смены. Первая электричка выходит из депо в 5:34, последняя возвращается в 23:00, часть подвижного состава остается ночевать в оборотных тупиках. В доме отдыха, услугами которого могут одновременно воспользоваться 28 человек, есть комната приема пищи с холодильником, СВЧ-печью, кулером, большим телевизором, уютные двух- и четырехместные номера, душевая, умывальник. В здании имеются также тренажерный зал с 20 снарядами, теннисный стол. На втором этаже расположены столовая и три лаборатории по тестированию и ремонту различного электрооборудования. Этажом ниже — здравпункт.

Ежедневно проводим предсменное освидетельствование машинистов подвижного состава, водителей другого транспорта, — поясняет дежурный фельдшер Людмила Кветковская.  Проверяем их состояние на алкотестере, измеряем артериальное давление, частоту пульса. При необходимости оказываем первую медицинскую помощь. Все данные заносим в компьютерную базу. В случае признаков заболевания выдаем направление в 38-ю поликлинику, к которой относится здравпункт, или в учреждение здравоохранения по месту жительства.

От техосмотра до капремонта

В просторных мастерских отстойно-ремонтного корпуса вполне комфортная температура — в пределах 18 градусов. Глаза разбегаются от впечатляющих картин. Как по ниточке выстроились электрички, сверкающие синими боками. Под каждой — смотровая канава на всю 100-метровую длину состава. Напротив — большие роллетные ворота, снаружи — рельсовые пути, выводящие на общую колею. На переднем плане — массивная колесная тележка, около ближней электрички — специальная лестница и миниатюрный вилочный погрузчик.

В производственном корпусе подвижной состав проходит технический осмотр и плановый ремонт, — отмечает А. Сороко.  Первая проверка поезда выполняется уже после 20 часов работы. Вдоль него сбоку, снизу и по салону проходят работники и проверяют состояние и крепление оборудования, узлов и приборов. Неисправности встречаются редко и, как правило, носят несистемный характер. Все замечания должны быть устранены и занесены в соответствующий журнал. Бортовой журнал ведет и каждый машинист. Вагоны ремонтируют в зависимости от пробега. К примеру, средний ремонт производится через 960 000 км. В процессе него электрооборудование снимают и отправляют на ревизию. Разбирают все узлы и механизмы, проверяют зазоры и выработку механизмов и деталей. После завершения ремонта состав поначалу обкатывают на парковых путях и на линии без пассажиров и только затем задействуют в перевозках. А после 2,5 млн км пробега состав отправляют на капремонт. Его мы одними из первых на постсоветском пространстве выполняем собственными силами на базе депо «Могилевское». Все составы выпущены на предприятиях подмосковных Мытищей и Санкт-Петербурга. Средний возраст нашего парка — 16 лет. При соблюдении всех видов ремонта срок службы электрички — 31 год. Все этапы и сроки эксплуатации и восстановления подвижного состава жестко регламентированы, отклонения недопустимы. Мы не имеем права на ошибку.

Пассажир всегда прав!

Уборка вагонов, сухая и влажная, производится и в дневное, и в ночное время. В салонах протирают поручни, моют стекла, причем вручную. Автоматическую мойку каждый день проходят 6 электричек. Звено из трех работников за смену обслуживает 18 составов, а это 90 вагонов. Нагрузка приличная.

В течение месяца работаем без отклонений графика движения составов, — продолжает В. Семашко.  График закольцован по 33 маршрутам. Нумерация отражается на информационном табло поездов. Это сделано и для удобства пассажиров, забывших в салоне вещи или имеющих претензии к машинисту. Но жалобы на их работу, как и на деятельность остальных служб метрополитена, поступают редко. Мы руководствуемся правилом «Пассажир всегда прав». Поэтому метро по-прежнему остается самым комфортным, мобильным и безопасным видом общественного транспорта.

Фото автора

Самое читаемое