Отец участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дочь приняла первый звонок после теракта в метро, сын едва не погиб в доме, пострадавшем от взрыва бытового газа. О династии Довнар в МЧС знают многие. Корреспондент агентства «Минск-Новости» встретилась с представителями династии пожарных и спасателей.
Главу семьи Виктора Довнара позвали в пожарную службу сразу после армии в 1984 году. Принять решение помог сосед-пожарный, он часто рассказывал о своих насыщенных событиями буднях. Так Виктор попал в военную пожарную часть № 3 Заводского района (сейчас ПАСЧ-3). Тогда он еще не задумывался, с какими испытаниями предстоит столкнуться. А потом выехал на свой первый пожар. В объятом пламенем частном доме сгорели трое детей. Он долго не мог смириться с их гибелью. Со временем начал привыкать к тому, что не всех можно спасти. За годы службы В. Довнар не раз подвергал опасности собственную жизнь, в том числе участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
— Охраняли территорию вблизи зоны отчуждения, следили за оставленными деревнями, чтобы там ничего не загорелось. Удивительным было то, что по одну сторону дороги дома выселили, а по другую — живут люди, дети ходят в школу, — рассказывает Виктор Казимирович. — Возле самой электростанции мы были всего один раз, не доехали до нее около 1,5 км. Сфотографировались на ее фоне, на снимке осталось черное пятно. Не знаю, радиация это или что-то еще. Слава богу, все, кто со мной ездил, живы.
«Огненное» детство
— Оксана и Сергей — дети пожарной службы. Забирали их из роддома прямо в часть. Они здесь росли: засыпали под звуки сирены и под них же просыпались, — улыбается отец. — Сын во втором классе на тренировочной башне лазал по штурмовке (штурмовая лестница, с ее помощью спасатели поднимаются на нужный этаж по стене здания, цепляясь за оконные проемы. — Прим. авт.). Пару раз брал его с собой на пожары.
— А меня папа иногда подвозил из школы домой на пожарной машине, когда ехал с вызова, — вспоминает Оксана Жданович, в прошлом тоже Довнар.
Будучи совсем маленькой девочкой, она наблюдала за работой диспетчеров, принимавших звонки от тех, кто нуждался в помощи. Окончив школу, стала одной из них. И тоже в ПАСЧ-3. Но уже спустя три месяца ее перевели в Центр оперативного управления «101», куда поступают сообщения со всего города. Там работает до сих пор — уже 13 лет.
— Мы принимаем на себя первый удар — весь негатив, крики, слезы. И переживаем за каждого, — говорит Оксана.
Именно она ответила на первый звонок после теракта в метро в 2011 году:
— Звонила девушка, чтобы узнать, жив ли ее парень. Она уехала на поезде, а молодой человек не успел забежать в вагон и остался на перроне. Позже выяснилось, что он погиб.
Опасность на каждом шагу
Сергей в МЧС с 2012 года. Не поверите, он работает старшим пожарным-спасателем… в ПАСЧ-3. Говорит, пришел сюда вместо службы в армии, но так затянуло, что решил остаться.
— Раньше до девяти вызовов в сутки было. Один из самых страшных — взрыв бытового газа на Плеханова. Там перегородки рухнули… В дыму казалось, что это рядовой случай, просто горит квартира. Когда мы почти потушили огонь, заместитель начальника (Минского городского управления МЧС. — Прим. авт.) поднялся и крикнул: «Много воды не лейте, хлопцы, а то весь подъезд в трещинах, можем вниз пойти». А мы на девятом этаже, — рассказывает Сергей.
— Всегда волнуюсь, когда горят частные дома или предприятия, — боюсь, что начнут взрываться газовые баллоны, — подключается к разговору сестра. — Мой муж, старший пожарный-спасатель в 24-й части, на таком взрыве получил сильные ожоги. Остались шрамы на лице, руках.
Сергей тоже встретил свою любовь в МЧС — жена работала младшим инспектором в одной с ним части.
Когда собирается вся семья, им всегда есть что обсудить. Правда, отец в дискуссии вступает всё реже: все-таки на службе многое изменилось. Но главное осталось неизменным: спасатели по-прежнему рискуют своими жизнями ради других.
— Мы просто делаем свою работу и не ждем, что нам скажут спасибо. Когда у человека горе, ему не до благодарностей, — рассуждает С. Довнар. — Съездишь на вызов и гордишься, что принес пользу, помог. Но профессия спасателя — тяжелый труд, выдержать сможет не каждый. Нужно быть мужественным, ответственным, физически и морально выносливым.
Фото Ирины Малиновской