Мы все учились понемногу

Дмитрий Исайчук
Автор материала:
Дмитрий
Исайчук

Вот и 1 сентября. С понедельника начнется полноценная учеба во всех школах страны.

Впереди повторение пройденного и много нового материала. Позади «жаркий» август. Тысячи страниц текста, горячие споры. Сколько копий сломано читателями в обсуждениях журналистских материалов об изменениях в новом учебном году. От времени начала уроков до предложений реформировать гимназии. Но спор для того и существует, чтобы взглянуть на проблему под разными углами.

Конечно, изменения неизбежны в нашем стремительно меняющемся мире. Необходимо успевать за технологиями, подстраиваться под нужды современной экономики. Ведь новое поколение живет не так, как жили мы. У них есть то, о чем школьники из 1990-х даже не мечтали. Доступ в Интернет через смартфоны в любой точке города, планшеты, компьютеры, электронные книги и прочие гаджеты. Найти любую информацию и подготовиться к уроку можно за минуту перед звонком на него. То, что раньше можно было отыскать только в читальном зале городской библиотеки, куда требовалось прийти к открытию и взять вожделенный справочник, есть в свободном доступе в Сети. С этим тоже необходимо считаться и применять в школе на практике.

Я пошел в школу в 1991-м, еще в Советском Союзе. Первый учебник — букварь с Лениным. Но уже через 19 дней БССР стала называться Республикой Беларусь, а в декабре прекратил существование Советский Союз. Для первоклассника эти события остались незамеченными. В классе было 30 человек, а в параллели — 10 классов от А до К. Начальную школу плохо помню: тогда меня интересовали наклейки, машинки, игрушки и прочая внеурочная деятельность. Затем год отстрадал в спортивной школе. Именно там осознал и сделал выбор в пользу учебы, а не плавания. Честно, отметки спортсменам ставили на балл выше, чем они заслуживали. Плюс времени на подготовку домашних заданий просто не хватало. Перед школой тренировка, затем учеба и вторая тренировка в бассейне. Затем небольшой перерыв и занятия в тренажерном зале. Домой возвращался в 19-20 часов вечера и после ужина валился спать.

Поэтому пошел учиться в обычный класс СШ № 75. Три года, проведенные в стенах этого учебного заведения, научили меня практически всему. Как и 10-й и 11-й классы в СШ № 137. Это я осознал только в университете. Я не был отличником, не был примерным учеником. Простой хорошист с неплохими познаниями в гуманитарных предметах и плавающий в точных науках. История, география, биология всегда на 5, а вот по физике, математике, особенно алгебре, постоянно шла война между 3 и 4. Побеждала 4, потому что по геометрии умудрялся получать на контрольных даже 5.

Но главное, что я понял еще в школе, нужно постоянно готовиться к занятиям и все делать самому. В обеих школах мой «Б» класс был маленький — от 12 до 18 учеников. Как всегда, несколько отличников, парочка троечников. Каков шанс, что к доске вызовут тебя? Получалось стандартное 50 на 50. Учителя прекрасно знали, кто не подготовился, лишь взглянув на лица сидящих перед ними учеников. Нервничаешь, ерзаешь — к доске. Именно из-за того, что класс маленький, невозможно было спрятаться за спины товарищей и пересидеть грозу. А у учителей было больше возможностей уделить внимание тем, кому нужна была помощь в усвоении нового материала. И они это всегда делали. А я по вечерам без напоминания родителей садился за уроки и прилежно выполнял домашние задания. Например, невозможно было списать сочинение по литературе у одноклассников. Нужно было самому прочитать произведение, подумать и написать его. Иначе учителя вмиг раскусят и поставят товарищам по списыванию отметки на балл ниже. Согласитесь, обидно получить 4 за содержание и 3 за грамматику, когда реально выходило 5 и 4. Потом умение писать авторские тексты пригодилось при подготовке рефератов на истфаке БГУ и в работе журналиста.

Сейчас не понимаю тех, кто с пеной у рта доказывает, что гимназии лучше обычных школ. Что именно там дети получают более качественное образование. Не думаю, что 30 гимназистам оказывают столько же внимания, сколько 15 обычным школьникам в классе. Я встречал много студентов, которые поступили на бюджет из обычных сельских школ. У них были прекрасные знания по предметам. Ведь они учились в классе, в котором было всего три-пять учеников! Учителя почти разжевывали им школьную программу. Оставалось только ее усвоить. Кто хотел, так и сделал. А кто не хотел учиться, тот и не учился. И такое сплошь и рядом в школах и гимназиях.

Предложенные на педагогическом форуме изменения важны, но еще важнее уделить каждому ребенку больше времени. Ведь не заставить одинаково хорошо учиться 30 учеников. Но реально контролировать учебу 15. Для этого нужно разгрузить школы и гимназии. Например, волевым решением ограничить количество детей в 5–11-х классах до 20, разбить классы на группы по 15 человек. Так, как это было на уроках английского языка, когда класс делили на две половины по алфавиту, которые занимались параллельно у разных учителей. Или же сделать так, что у одной группы математика, а у другой —физика. На следующий урок они меняются местами. Вместе же всем классом ходят на физкультуру, труд, ОБЖ, литературы. Главное, чтобы основные предметы они изучали малыми группами. И никакой второй смены, особенно в 8-м и 9-м классах.

Перед сдачей экзаменов школьники должны уже четко знать, что делать дальше. Провести еще 2 года в школе и подготовиться к учебе в ВУЗе или попытаться поступить в лицей, овладеть профессией. Конечно, это потребует значительных средств и усилий, но поможет детям подтянуться в учебе. Я знал иностранный на крепкую 4. Поступив в университет, учился на свои 7-8 баллов, не особо напрягаясь. Благо багаж знаний был приличный еще со школьной скамьи. Как и по русскому, белорусскому, истории, географии. А все благодаря тому, что учился в маленьком классе. Не тянулся к знаниям вслед за отличниками, не натаскивался учителями на более высокую отметку. Просто изо дня в день доказывал себе, одноклассникам и учителям, что знаю предмет на крепкую 4 или на 5. Так же поступали и мои одноклассники. Этого оказалось более чем достаточно. Ученики 11 «Б», решившие поступать в ВУЗы, справились с вступительными экзаменами в медуниверситет, БГУ, БГУИР. И это были учащиеся обычной средней школы нашей столицы, которым повезло оказаться в маленьком классе, а не выпускники «элитных» гимназий.

Самое читаемое