На белорусской театральной сцене впервые покажут «Пана Тадэвуша» по произведению Адама Мицкевича

 Поэму Адама Мицкевича на белорусской сцене впервые представит завтра Купаловский театр. Корреспондент агентства «Минск-Новости» накануне премьеры заглянула на репетицию.

Персонажей в спектакле около 60, поэтому и утром, и вечером в предпремьерные дни шлифовать сценический вариант поэмы Адама Мицкевича приходит большая часть труппы: народный артист СССР и Беларуси Геннадий Овсянников, народные артисты Беларуси Сергей Журавель, Николай Кириченко, Арнольд Помазан, заслуженные артисты Республики Беларусь Сергей Кравченко, Георгий Малявский, Александр Подобед, артисты Светлана Аникей, Марта Голубева, Михаил Зуй, Кристина Казак, Юлия Шпилевская и другие. Роль пана Тадеуша сыграет актер Павел Харланчук.

 

xarlanchykПавел Харланчук, исполнитель роли пана Тадеуша:

– Мне кажется, Тадеуш в поэме – это Мицкевич, оказавшийся в своем детстве. Эмоциональный и чувствительный мальчик, который очень любит все, что его окружает. Нужно радоваться тому, что светит солнце и бежит вода, но со временем становится все труднее это делать. Я забыл, когда просто так улыбался незнакомым людям на улице. Поэтому на репетициях столкнулся с проблемой, когда нужно сыграть возраст (в поэме герою 20 лет. – Прим. авт.) и «вскочить» в мальчика, который искренне любит свою землю. Жаль, что сейчас это чувство любви к родине у многих потеряно, люди не ощущают себя дома в своей тарелке, хотят жить в другом месте. Будто эмигранты в своей стране. Но Богом же определено, что мы живем именно здесь. Мицкевич заставил меня влюбиться в тот край, где я никогда не был. Я хотел бы пожить в той беззаботной до определенного момента Литве, наивной и чистой стране, где спорили, какой хвост должен быть у собаки. «Пан Тадэвуш» – одно из самых громких названий в белорусской литературе. Но я боюсь ожидать чего-то от нашего спектакля. В любом случае результат проигрывает оригинальному материалу. В чем-то мы найдем что-то новое, в чем-то проиграем, но эта постановка – только начало изучения нашей истории.

 

IMG_1882Роман Подоляко, исполнитель роли графа (в прошедшем сезоне актер сыграл в нашумевшем спектакле «Дзяды», который поставлен по не менее известному произведению А. Мицкевича. Столичный частный театр «Ч» представил постановку на Международном театральном фестивале Vasara-2013 в Литве, где Подоляко получил приз «За лучшую мужскую роль». – Прим. авт.):

– Я рад, что у меня появились эти два абсолютно разных спектакля. «Дзяды» – это мистика, а «Пан Тадэвуш» – реализм, не лишенный поэтичности. В первом случае у меня получился романтичный герой, который переживает за судьбу своего Отечества, любимой девушки. Во втором – более характерная роль молодого человека, который только что вернулся из Европы, где изучал живопись. Он очень манерный, дорисовывает реальность, жаждет приключений и романтической любви. Такой поэтичности и глубины мне не хватает в современных пьесах. Мицкевич ведь поднимает не просто насущные бытовые вопросы, где купить хлеба и кефира, а что-то большее. Поэтому я советовал бы приходить на наш спектакль подготовленным. Нужно хотя бы посмотреть фильм Вайды. Потому что мы не можем разъяснять на сцене абсолютно все для тех, кто не читал произведение. Лейтмотив спектакля «Пан Тадэвуш» – это история детства нашей родины. А детство обычно воспринимается нами идеализированно, как самое лучшее время в жизни.

 

Пока артисты работают в репетиционном зале, на сцене монтируют огромную белую арку. В театре вскоре ждут и автора декораций: художник Зиновий Марголин начинал свой творческий путь в Купаловском театре, теперь работает в России. За сценой уже подготовлен реквизит: чемоданы, хрустальные графины и кубки, мольберт, чернильницы, курительные трубки и шкура медведицы, которую ласково называют Машей. А по лестнице с этажа на этаж бегают костюмеры, которые спешат облачить актеров в костюмы белорусской шляхты или уланов.

 

IMG_1916Алена Игруша, художник по костюмам:

– Всего сшили 70 костюмов. На это ушло три месяца. Самым сложным было то, что поэма – это огромный недраматургический материал. А пьеса давала мало информации, которая могла бы мне помочь в работе. Нам важно было понять, какой цвет на сцене не будет спорить с декорациями. После ознакомления с макетом возникла идея шить костюмы изо льна, потому что эта ткань лучше всего соответствует цвету сухой травы, который хорошо смотрится и на белом, и на черном фоне. Чтобы потухший цвет зазвучал, добавили темно-красный, темно-синий, бледно-голубой и «зажгли» его золотой отделкой.

Когда шили форму, специально ездили в клуб исторических реконструкторов «Золотая шпора», который занимается только темой 17-го полка ВКЛ. Он действовал на территории Беларуси, когда наступал Наполеон. С реконструкторами мы рассматривали костюмы, делали замеры, фотографии. Но решать так подробно каждого персонажа все-таки было нельзя – это шло бы вразрез с задумкой постановки. Мы ведь рассказываем не отдельную историю Тадеуша или Зоси, не историю мести или споров за замок, а историю нации. Рассказываем о трагедии народа, который утратил возможность получить независимость. И все герои – только части большой эпохальной картины. Каждый из них решен лаконично, без мелких деталей: цветовой заливкой и формой костюма. Кунтуши (одежда шляхты), например, на самом деле шили до колена, но мы сделали их в пол, чтобы каждая фигура смотрелась, как памятник.

 

piniginНиколай Пинигин, режиссер-постановщик спектакля «Пан Тадэвуш»:

– Это наш первый большой проект после реконструкции. Давно хотел поработать с этим материалом. Конечно, невозможно уместить 400 страниц поэмы в два часа сценического действия, поэтому работаем по инсценировке драматурга Сергея Ковалева. Для меня это прежде всего просветительский проект: считаю, что нужно возвращать зрителя к нашей истории. Ведь меняются только государственные конструкции: Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, Советский Союз, независимая Беларусь. А этнос остается. Нужно объяснять людям, почему Мицкевич, для которого родиной была Новогрудчина, писал: «О Літва, айчына моя!» А для него Литвой были белорусские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского, – Гродненщина, Минщина, Пинщина. Многие белорусы не понимают и того, что происходит в поэме. А это 1812 год. Приход Наполеона, который первым отменил крепостное право в Варшавском герцогстве. Но о том, как относились к нему в Беларуси, у нас почему-то не говорят.

Справочно

Если не успеваете на премьеру, спектакль «Пан Тадэвуш» можно посмотреть 19 и 20 февраля.

 

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое