На что следует ориентироваться юношам и девушкам при выборе профессии?

Работники Республиканского центра проблем человека, который действует при Белорусском государственном университете, считают, что молодые люди, выбирая профессию, в первую очередь должны учитывать свои врожденные психофизиологические данные.

В помощь определяющимся в центре разработан диагностический комплекс «Психоэрготест». Он выявляет личностные задатки, а потом старшекласснику даются соответствующие рекомендации. Комплекс создан почти 15 лет назад. В 2000–2003 гг. он был успешно апробирован в нескольких учебных заведениях страны, после чего рекомендован Министерством образования к использованию в процессе профориентационной работы со школьниками.

Около 80 % тестов, включенных в эту методику, хорошо известны психологам. Работники центра перевели их на язык компьютерных технологий и модернизировали.

«Психоэрготест» испробовали на себе не только старшеклассники, ищущие ответ на вопрос, кем быть, но и люди разных возрастов, желающие сменить профессию. Постоянные клиенты центра проблем человека – кадровые агентства, руководители трудовых коллективов, спортивные тренеры. Свои задатки особенно важно знать тем, кто имеет дело с экстремальными психофизическими нагрузками: спортсменам, судебным работникам, хирургам, военным, сотрудникам милиции и МЧС…

– Нужно понимать разницу между задатками, склонностями и способностями, – отмечает руководитель Республиканского центра проблем человека кандидат физико-математических наук Дмитрий Сагайдак. – Задатки – это врожденные особенности нервной системы, которые под влиянием среды и приобретенного уровня культуры воплощаются в склонности, а уже на их основе развиваются интересы и способности.

Самый простой пример: если у человека есть музыкальные задатки, он быстрее освоит нотную грамоту, чем тот, кому, как говорят, медведь на ухо наступил. Первый будет легко учиться, получая от процесса удовлетворение. Велика вероятность того, что в профессии ему будет сопутствовать успех.

Познай самого себя

Сегодня сотрудники центра работают над еще одним экспериментальным проектом – создают аппаратно-программный комплекс ранней профориентации детей 12 лет и старше. Методика основана на выявлении врожденных задатков и обучении востребованным профессиям, в первую очередь рабочим специальностям. В проекте задействованы ученики трех школ Фрунзенского района: № 7, 99 и 136. Ознакомившись с обнадеживающими результатами исследований, Министерство образования приняло решение продолжить работу над проектом в нынешнем учебном году.

– Человеку важно узнать самого себя. Тогда ему легче будет сделать выбор, – говорит руководитель проекта заведующая лабораторией психофизиологии и профессиографии кандидат психологических наук Светлана Сагайдак. – Дети восприимчивы ко всему новому, им понравились наши тесты, с интересом отнеслись к рекомендациям насчет того, как развить имеющиеся задатки. Если человек начинает познавать себя в раннем возрасте, у него формируется собственное представление о своем будущем, что очень важно. К сожалению, родители и школа часто программируют ребенка на определенную профессию, не учитывая его индивидуальные данные.

Личный интерес

«Психоэрготест» могут пройти ребята, которым уже исполнилось 16 лет. Комплексная диагностика природных задатков и развитых на их основе способностей к определенным профессиям основана на 11 тестах. При этом в первую очередь используются базовые психофизиологические методики, которые определяют, как функционируют полушария головного мозга, насколько вынослива нервная система, уровень функциональной подвижности.

Вторая группа тестов связана с исследованием когнитивных способностей: умственной активности, особенностей мышления, памяти на числа и образы, умения концентрировать и переключать внимание.

Третья определяет, к какому типу личности принадлежит испытуемый: он экстраверт, интроверт или находится где-то в золотой середине.

– Определяя личные предпочтения юношей и девушек, мы сталкиваемся с тем, что многие из них не владеют информацией о профессиях и даже не имеют желания интересоваться ими, – отмечает психолог центра Светлана Белявская. – Поэтому 16–17-летним подросткам сложно определиться с профессиональными предпочтениями. Некоторые папы и мамы приходят к нам и просят: скажите, чем наш ребенок интересуется. Круг интересов у детей таких родителей, как правило, весьма ограничен. Так и хочется у них спросить: а где вы были все 17 лет, когда подрастало ваше чадо? Дети не думают о своей будущей профессии, потому что об этом не думают их родители. Мы же выясняем способности школьника к той или иной деятельности, подсказываем ему, в какой сфере он сможет лучше проявить себя. Ну а конкретную специальность молодой человек должен выбрать сам.

Выверенный совет

У Антона впереди год, чтобы окончательно определиться с главным делом своей жизни: юноша перешел в 11-й класс. Он серьезно относится к профессиональному выбору, родители в этом его поддерживают. Пройдя «Психоэрготест», юноша поделился с нами наблюдениями.

Готовиться к прохождению тестов специально не нужно. Но, как выяснил старшеклассник, достоверность полученных данных зависит не только от старательности и точности выполнения инструкций при тестировании, но и от того, насколько хорошо испытуемый выспался, какое у него настроение.

Вначале Антон немного нервничал, полагая, что придется отвечать на сложные вопросы по математике, языку. Но «Психоэрготест» таких задач не предлагает. Нужно запоминать цифры, слова, выбирать понравившиеся цвета, следить за движущимися геометрическими фигурами.

Парень признался, что через два часа работа с тестами начала казаться ему скучной и однообразной. Однако Антон старался выполнить все задания наилучшим образом, так как был заинтересован в достоверных показателях. Он даже придумал оригинальные способы выполнения:

– В одном из тестов нужно было сложить два числа, и если получалась четная сумма, то следовало быстро нажать правую клавишу CTRL, а если нечетная – левую. Я заранее продумал схему быстрого принятия решения.

В детстве Антон мечтал исследовать космос. Но зная, что дорога к звездам открыта только людям с богатырским здоровьем, профессию летчика-космонавта не рассматривает в качестве варианта для своей будущей деятельности. Ему нравится то, чем занимается отец – и менеджер, и консультант, и продавец, и начальник в одном лице. По окончании испытания Антон получил распечатку результатов тестов на пяти листах, свой психофизиологический паспорт и рекомендации по выбору профессии.

Антон сможет добиться успеха в деятельности, связанной с образным мышлением, способностью объединять имеющиеся факты в целостную картину, а также с творчеством, экспериментами, умением находить практическое применение своим знаниям. Юноше предпочтительнее работать с людьми, а не с документами, так как он творческая и эмоциональная натура. Список профессий, которые ему подойдут, довольно разнообразен: повар, адвокат, архитектор, стоматолог, переводчик, актер, политик.

– Теперь я точно знаю, на что нужно сделать упор, чтобы развить свои сильные стороны, а от каких профессий лучше отказаться, – заметил юноша. – Кроме того, понял, что нужно чаще исследовать самого себя. Это реально помогает.

Справочно

Свои задатки особенно важно знать тем, кто имеет дело с экстремальными психофизическими нагрузками: спортсменам, судебным работникам, хирургам, военным, сотрудникам милиции и МЧС…

Самое читаемое