Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности и задачах, стоящих перед судами в пятилетку качества, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал первый заместитель председателя Верховного Суда Республики Беларусь Валерий Калинкович.

Обратная сила
— Ежегодно участниками судебных разбирательств в стране становятся порядка 1 миллиона человек, — говорит В. Калинкович. — При этом в 2024 году отмечается снижение количества дел, поступающих в суды по всем направлениям. Нельзя утверждать, что нагрузка резко сократилась. Тем не менее создается определенный положительный фон для более быстрого решения насущных вопросов и судебного управления.
Система судов общей юрисдикции в минувшем году работала достаточно качественно: большинство выносимых решений и приговоров в вышестоящие суды не обжаловались. Статистика свидетельствует, что по меньшему числу дел слушания откладывали, реже объявляли перерывы в судебных заседаниях.
— 17 февраля 2024 года Президент Беларуси подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», которым совершенствуется уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Как оцениваете эти изменения?
— Основные положения этого документа направлены на гуманизацию белорусского законодательства, а несколько десятков позиций прямо предусматривают смягчение уголовно-правовых санкций за ряд различных преступлений.
Пересмотрены санкции 97 составов преступлений, 65 из которых дополнены альтернативными, более мягкими, видами наказаний. При этом 24 состава ранее содержали лишение свободы как единственно возможное наказание. Еще 32 состава изменены в части размера наказаний.
Подобного рода поправки, улучшающие положение лица, совершившего преступление, имеют обратную силу. То есть они распространяются и на случаи, когда злодеяние было совершено до начала действия более мягкого уголовного закона. Это означает, что положения обновленного законодательства будут применяться судами не только при рассмотрении текущих дел, которые поступят на рассмотрение. Пересмотру будут подлежать и несколько десятков тысяч приговоров, постановленных до вступления этого документа в силу в рамках старых уголовно-правовых санкций. Такая процедура предусмотрена законом.
Мы принимаем все необходимые меры для того, чтобы обеспечить высокое качество правосудия по рассматриваемым делам и организовать рассмотрение заявлений и представлений уголовно-исполнительных органов о пересмотре прежних приговоров. Ситуация непростая, но наша система должна успешно с этим справиться. Ведь это не первый случай, когда в силу поправок, вносимых в уголовный закон, судам приходится применять обратную силу, в том числе на стадии исполнения приговоров.
— Планируется ли использовать возможности искусственного интеллекта в судебной деятельности?
— Безусловно, он станет помощником в нашей работе, но не заменит реального судью. Мы никогда не допустим, чтобы наказание гражданину, совершившему преступление, назначал робот.
Сегодня рассматриваются возможности внедрения искусственного интеллекта в нашу деятельность, но только для облегчения выполнения некоторых технических функций, связанных с правосудием, например для анализа больших объемов судебных решений.
Соблюдая принципы
— Страна вступила в пятилетку качества. Какие задачи будут стоять перед судами?
— Прежде всего справедливое отношение к каждому, кто обратится за защитой своих прав. И это не просто вынесение судебного решения, которое потом без изменения оставит вышестоящий суд.
Мы понимаем эти задачи как выведение системы на качественно новый уровень организации работы каждого отдельно взятого суда и каждого судьи. Это и должная организация приема граждан, и исключение случаев необоснованных отказов в приеме исковых заявлений и жалоб, и обеспечение максимальной четкости и своевременности действий аппаратов судов по подготовке различных документов, извещению участников процесса о предстоящих заседаниях, и строгое соблюдение процессуальных правил при проведении судебного заседания и конкретных процедур.
Безукоризненно следует соблюдать принцип презумпции невиновности в уголовном и административном процессах. То или иное судебное решение должно быть понятно и четко аргументировано. И наконец, вышестоящие судебные инстанции должны эффективно выявлять и исправлять возможные ошибки, обеспечивать окончательное разрешение дела уже в суде второй, то есть апелляционной инстанции.

— В столице на улице Мясникова идет строительство здания Апелляционного экономического суда. На какой оно стадии?
— К 1 ноября 2025 года должно быть возведено 4-этажное современное здание. Уже фактически готов каркас, ведутся кровельные работы, идет процесс остекления и отделки фасада. Проводятся работы и внутри здания, которые связаны в том числе с его будущим техническим оснащением. В настоящее время проходят необходимые процедуры для закупки оборудования. В здании предусмотрены 8 залов судебных заседаний.
О правовом сотрудничестве
— Как сказывается ситуация с санкционным давлением и прочими ограничениями на международном сотрудничестве, выполнении поручений судов, признании и исполнении решений на территории иностранных государств?
— География нашего сотрудничества достаточно обширная. Это страны СНГ, ЕАЭС, ШОС, Китай, ряд государств Ближнего и Среднего Востока. Да, не все западные контрагенты отвечают на просьбы белорусских судов, в частности Канада, Норвегия, Литва, Румыния. Не всегда выполняет поручения Латвия: в ситуации, когда требуется возврат долгов белорусским субъектам хозяйствования, они ссылаются на то, что наши предприятия находятся под санкциями. Некоторые государства, к примеру Италия, уклоняются от взаимоотношений в рамках имеющихся прямых международных договоров.
Белорусские суды в 2024 году направили за границу более 5 000 различных просьб и поручений о правовой помощи.
Однако при всем том недружественном отношении к Беларуси, которое отдельные страны сегодня открыто демонстрируют, просьбы о правовой помощи к нам тем не менее направляют, хоть и немного. И иногда исполняют наши.