На днях презентуют единую образовательную платформу. Она может понадобиться ученикам уже в третьей четверти

Продемонстрировать работу национальной образовательной платформы планируют на следующей неделе. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в главном информационно-аналитическом центре Министерства образования Республики Беларусь.

Национальный электронный ресурс создают для проведения школьных занятий в дистанционной форме. Он станет подспорьем для ребят в освоении учебной программы. Работа над платформой идет очень активно. На следующей неделе состоится пресс-конференция, на которой специалисты расскажут о деталях ресурса и презентуют его возможности.

Уже известно, что основная начинка платформы — сотни видеоуроков, которые на протяжении нескольких месяцев записывали лучшие учителя страны.

Прогнозы медиков поводу эпидемической обстановки в мире пока неутешительные. Поэтому вполне вероятно, что образовательная платформа понадобится школьникам уже в третьей четверти. Именно с прицелом на нее и создают контент педагоги и эксперты.

К слову, в Беларуси есть национальный образовательный портал https://adu.by. Но этот ресурс выступает скорее хранилищем материалов для учебного процесса.

Мы одна из немногих стран, разместивших в Интернете учебники для свободного бесплатного скачивания. Все пособия адаптированы под абсолютно любой гаджет. Ребята могут пользоваться ими как на планшете, так и на мобильном телефоне и компьютере, — рассказывает заместитель директора Национального института образования (НИО) Людмила Романовская.

Цифровые аналоги белорусских бумажных учебников популярны, причем не только у нас.

Например, издания по русскому языку очень востребованы в других странах. Недавно был запрос о сотрудничестве из Кыргызстана, — говорит представитель НИО.

Однако есть одно «но» — названный ресурс не интерактивен. Взаимодействовать педагогу и ученику, находясь на расстоянии, невозможно. Да, конечно, можно скачать «Математику», тысячу раз прочитать про решение квадратных уравнений… Но так ничего и не понять.

Несмотря на то что учебник остается основным источником знаний для школьника, ничто не заменит объяснения педагогом новой темы, — считает Л. Романовская.

Решение о создании платформы было принято в связи с событиями минувшей весны. Тогда некоторые школы закрывались на карантин. Ребята осваивали школьную программу самостоятельно, полагаясь на поддержку своих учителей и по возможности исключая личные встречи. В такие моменты и нужен подобный ресурс, чтобы помочь в индивидуальном обучении.

При этом следует понимать: это не дистанционное образование. Его технологии несколько иные, они предполагают строгую временную регламентацию учебного процесса, вплоть до того что для выполнения того или иного действия выставляется таймер. Например, 10 минут — на ознакомление с текстом, 5 минут — на решение теста. Человека ставят в определенные рамки, а по завершении выставляется отметка.

В данном случае речи об оценивании не идет. Единая образовательная платформа — это поддержка при индивидуальном обучении. Она будет полезна детям, которые болеют, а может, участвуют в спортивных соревнованиях и не могут присутствовать на уроке, — подчеркивает Л. Романовская.

Можно ли за 5 минут объяснить тему целого урока?

На образовательной платформе будут размещены видеоролики, в которых доходчиво объясняют материал по всем темам для всех классов. В первую очередь будут размещены материалы для третьей четверти. Только в НИО на экспертизу передано более 700 видеофрагментов, каждый из которых дополнен тестом для самопроверки.

Специалистам важно было изначально установить оптимальную продолжительность ролика. 45 минут с учителем — это одно: есть смена деятельности, педагог управляет процессом. Но такой регламент для видеоурока неприемлем — ребенок не сможет просидеть те же 45 минут, внимательно слушая наставника на экране.

Решили так: для 1–4-х классов учебный сюжет должен длиться 5–7минут, для 5–8-х — 10–12 минут, для 9–11-х — 15–17 минут.

Есть ли у видеоролика преимущества перед объяснением в классе? С помощью первого можно за небольшой отрезок времени в очень концентрированном виде дать много информации, — говорит Л. Романовская. — При этом обязательное условие — наличие визуализации. Также на протяжении просмотра ученик не должен быть пассивным зрителем, иначе это сказочка на ночь. Обучаться, лишь созерцая, невозможно. Знания закрепляются только через действие. Мы с педагогами много дискутировали, как добиться такого эффекта. Нашли выход: во время просмотра ученику необходимо будет ставить ролик на паузу, выполнять определенные задания, а затем снова его запускать. Например, будут звучать призывы открыть тетрадку, решить пример, и только после этого можно узнать правильный ответ и сравнить со своим результатом.

Алгоритм работы на платформе прост. Ребенок заходит в ресурс, выбирает класс и учебный предмет. Ему предлагается перечень тем, и к каждой — видеофрагмент, а также тестовое задание. В перспективе возможности платформы будут расширяться. С помощью нее учителя смогут проводить онлайн-уроки по принципу видеоконференции.

Уроки на цветущем лугу, когда за окном зима? Это возможно!

Каждый видеоролик, подготовленный для образовательной платформы, проходит экспертизу сначала на уровне региона в НИО либо в Академии последипломного образования. Оценивают будущий контент в том числе и специалисты, которые участвуют в создании или рецензировании бумажных учебников. Они обращают внимание не только на технические и методические моментов, но и на многое другое, вплоть до дикции! Еще бы, ведь слушать будет вся страна.

«Добрый день! В природе существование каждого организма зависит не только от абиотических факторов — климата, рельефа, почвы, но и от тех организмов, которые находятся рядом. Вот вы учитесь в школе. Какие взаимоотношения складываются у вас с педагогами, одноклассниками и родителями?» — говорит с экрана монитора учитель Ирина Клевец.

Это фрагмент ее видеоурока. С первых минут просмотра втягиваешься, хоть и взрослый уже. А урок — для 10-го класса.

Ирина Ромуальдовна все доходчиво объясняет. Говорит не только она, но и то, что ее окружает. Учитель ведет занятие прямо с луга. Она отмечает, что это суходольный луг, и описывает, какая интересная жизнь там кипит у живых организмов. Такой ролик будет приятно посмотреть в студеную зиму.

К слову, его автор — победитель конкурса «Учитель года Беларуси — 2006».

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ