На долю автотранспорта приходится около 87 % выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города

В Минске проходит Европейская неделя мобильности (ЕНМ), одна из главных целей которой — уменьшение вредных выбросов в атмосферу города. О качестве воздуха в столице и ожиданиях от нынешней ЕНМ корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с начальником отдела контроля за охраной атмосферного воздуха, водных ресурсов и недр Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Светланой Костян.

— Светлана Васильевна, как в Минске выстроены системы контроля за качеством атмосферного воздуха и выбросами предприятий города?

— Такой контроль ведут Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды, Минский городской центр гигиены и эпидемиологии и Мингоркомприроды.

Специалисты Белгидромета проводят ежедневный мониторинг атмосферного воздуха в столице на 12 станциях измерения загрязняющих веществ, расположенных в разных частях города. Из них 5 работают в круглосуточном автоматическом режиме. Данные измерений здесь обновляются каждые 20 минут, и эта информация доступна каждому, у кого есть выход в Интернет. Минский городской центр гигиены и эпидемиологии отслеживает качество воздуха на самых загруженных автомагистралях города, так как значительная часть выбросов загрязняющих веществ в атмосферу столицы сформирована за счет автотранспорта. На Мингоркомприроды возложен контроль за соблюдением законодательства в области охраны атмосферного воздуха юридическими лицами, то есть предприятиями города. Все службы, отслеживающие качество воздуха в столице, работают в тесном контакте, что позволяет не только держать экологическую ситуацию под контролем, но и влиять на нее.

— Согласно официальной статистике, на долю автотранспорта приходится около 87 % выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух столицы и только 13 % — на предприятия. Для крупного города, в котором работает много промышленных гигантов, это, надо полагать, немного. Какие предприятия вносят самую заметную лепту и как это отслеживается?

— Основная доля выбросов приходится на крупнейшие предприятия промышленности и теплоэнергетики: «Минскэнерго», Минский тракторный завод, Минская очистная станция Минскводоканала, Минский завод отопительного оборудования, Минский автомобильный завод. Для каждого предприятия выдается разрешение, которое устанавливает нормативы допустимых вредных выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников. У химического производства они одни, у металлургического — другие, у энергетического — третьи.

Основные загрязнители воздуха проводят локальный мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Практически у каждого крупного предприятия есть свои аккредитованные лаборатории, отслеживающие соблюдение нормативов допустимых выбросов. У кого таких лабораторий нет, заключают договоры на проведение замеров со сторонними.

Периодичность проведения измерений определена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для крупнейших предприятий это один раз в месяц. Кроме того, каждое полугодие Мингоркомприроды направляет заявки на отбор проб и производство измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов предприятий и организаций столицы в Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды. В 1-м полугодии 2018 г. такой контроль проведен на 148 стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Превышение предельно допустимых параметров выявлено лишь в двух случаях. Это говорит о том, что промышленные предприятия стремятся соблюдать природоохранное законодательство, постоянно совершенствуя и контролируя свой технологический процесс.

— И все же главный загрязнитель столичного воздуха — автотранспорт. Что делают в городе для уменьшения автомобильных выбросов?

— Реализуется Стратегия по снижению вредного воздействия транспорта на атмосферный воздух Республики Беларусь на период до 2020 г. В рамках данной стратегии в Минске выполняется целый ряд мероприятий, направленных на снижение вредного воздействия от выбросов мобильных источников. Это, в частности, развитие маршрутной сети наземного городского электрического пассажирского транспорта (троллейбусы, трамваи, городские электрички), строительство и расширение линий метрополитена, развитие сети использования электробусов, а также зарядной инфраструктуры для электромобилей. Большую помощь в экологическом оздоровлении города оказывает общественное внимание к этим проблемам, формируемое через проведение различных экологических программ и акций, таких как, например, Европейская неделя мобильности.

— Каких результатов вы ожидаете от нынешней ЕНМ?

— Европейская неделя мобильности — это не только проведение множества разовых мероприятий, а введение постоянных мер, которые позволят сделать жизнь минчан более комфортной за счет уменьшения вредных выбросов, создания условий для безопасного и удобного передвижения по городу.

В нынешнем году тема ЕНМ — «Мультимодальность — выбирай и двигайся». То есть предлагается изучить разные варианты транспорта, чтобы выбрать наиболее подходящий способ добраться в нужную точку. Многие минчане сегодня передвигаются по городу пешком, на велосипедах, самокатах, гиро- и электроскутерах. При этом совмещают свои маршруты перемещения по столице с общественным транспортом. Сегодня подобная мобильность — нормальное, модное, современное явление. И это тоже итог ЕНМ и других экологических акций, которые постоянно проводятся в Минске.

К слову, 22 сентября, в День без автомобиля, водители смогут бесплатно воспользоваться городским общественным транспортом, предъявив водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ