На форуме в Минске экологи обсуждают последствия глобального потепления и адаптации к ним

Климатические изменения нельзя остановить, однако их вредные последствия можно минимизировать. Так считают участники международной конференции «Форум восточных стран по климатическим изменениям», проходящей в столице Беларуси. В проекте, который реализуется с 2013 года, участвуют экологи шести стран Восточного партнерства: Армении, Грузии, Азербайджана, Беларуси, Молдовы и Украины. На протяжении двух лет эксперты стран-участниц изучали изменения климата в своих регионах. По результатам исследований написан региональный обобщенный отчет и разработаны свои методы и стратегия. Беларусь представила проект «Адаптация к изменению климата» Белорусского Общества Красного Креста (БОКК).

С координатором проекта – начальником отдела по чрезвычайным ситуациям и розыску БОКК Дмитрием Русаковым побеседовал корреспондент агентства «Минск-Новости».

– Дмитрий, насколько серьезно нужно относиться к проблеме изменения климата?

– Не хочется сгущать краски, но, по-моему, проблема выходит далеко за пределы чисто научной.

Во-первых, в настоящее время имеет место потепление глобального масштаба, который не наблюдался на Земле никогда. А во-вторых, ежедневно мы видим все новые свидетельства нарушения человеком равновесия в природе – вырубку лесов, загрязнение водоемов и тому подобное. То есть потепление определяется антропогенным фактором, и если не будут приняты срочные меры, человечество ждет катастрофа. Это мое мнение. А вот факты. По данным гидрометеорологических наблюдений, в Беларуси за последние 20 лет среднегодовая температура воздуха увеличилась на 1,1 °С. По прогнозным оценкам, в ближайшие 60 лет ожидается ее дальнейший рост еще на 1,0…2,9 °С. Эта климатическая особенность непременно окажет существенное воздействие на условия жизни людей.

1

Отклонения средней годовой температуры воздуха на территории Беларуси от климатической нормы (5,8 °С) за период 1881-2012  годов

Источник: Данные Республиканского гидрометеорологического центра

 

– Насколько это опасно?

– Уже сейчас отмечается устойчивая тенденция увеличения экономического ущерба и уязвимости общества из-за усиливающегося воздействия опасных природных явлений. Например, жара (тепловые волны) и повышение влажности негативно влияют на здоровье людей, сильные снегопады, ливни и шквалистые ветры затрудняют работу автотранспорта, ухудшение метеорологической обстановки приводит к повышению числа ДТП на дорогах, а в отдельных случаях – к человеческим жертвам. Еще в результате неблагоприятных погодных явлений наблюдаются обрывы линий электропередачи, нарушается работа систем тепло-, водо-, газо- и электроснабжения. Понятно, что социально-экономический ущерб, наносимый изменением климата, на практике измерить довольно сложно. Однако совершенно очевидно, что по этой причине уже отмечаются увеличение числа чрезвычайных ситуаций и ухудшение условий жизни.

– Какие группы людей наиболее уязвимы?

– Наиболее опасно влияние изменения климата для таких социально уязвимых групп, как пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, дети, лица с малым достатком и бездомные. В группе риска находятся также люди с хроническими заболеваниями.

В частности, от последствий жары больше всего страдают люди старше 60 лет, доля которых в общей численности населения Беларуси составляет около 24 %. Этот факт вызывает особую тревогу, учитывая старение населения страны. Кроме того, население городских и сельских районов в разной степени подвержено влиянию различных климатических факторов. Например, последствия жары больше ощутимы в городах, чем в сельской местности, вследствие влияния задержки тепла, накопленного зданиями или исходящего от городского транспорта. Из-за отмечающейся тенденции к уменьшению численности сельского населения в Беларуси и повышению степени урбанизации это вносит дополнительные риски, связанные с изменением климата.

2

Прогноз численности населения по группам возраста

Источник: Демографический ежегодник Республики Беларусь за 2013 год

 

– Что делает ваша инициативная группа в рамках проекта?

– В нашем конкретном случае – демонстрация и распространение опыта того, как можно подготовиться к изменению климата на местном уровне. Мы в 2013 году провели конкурс мини-инициатив с целью выбора и поддержки целевых программ, направленных на информирование людей о проблеме глобального потепления и его последствиях. Акцентировали внимание на оказании помощи населению Беларуси в условиях чрезвычайных ситуаций. Помимо этого проводим обучение и тренинги, рассказываем, как правильно вести себя при высоких температурах (35 °С и выше). Основные направления деятельности группы – работа с социально уязвимым населением, психологическая адаптация людей к изменению климата, повышение информированности молодежи, сотрудничество с госорганами.

Один из ярких примеров. Нынешней зимой в Беларуси в конце января наблюдались очень сильные морозы – до –30 °С, ситуацию усугублял сильный ветер. В этот период мы оказывали помощь наиболее уязвимым категориям граждан. В операции принимали участие отряды быстрого реагирования БОКК. В Минске и во всех областных центрах работали мобильные пункты обогрева – палатки, оснащенные генератором и тепловой пушкой. В них можно было согреться, получить горячее питание. Особое внимание уделялось лицам без определенного места жительства. Также волонтеры организовывали рейды – посещали наиболее вероятные места пребывания бездомных, в том числе свалки и пункты приема вторсырья. Людям предлагали теплое питье, одежду, при необходимости оказывали первую медицинскую помощь. Кроме того, волонтеры Красного Креста осуществляли круглосуточное патрулирование МКАД и ближайших шоссе, чтобы помочь замерзающим водителям согреться, завести двигатель, а в случае необходимости – отбуксировать автомобиль.

5

Другой пример: в августе отряд быстрого реагирования БОКК поил утомленных солнцем горожан водой, патрулировал улицы, а в случае необходимости оказывал первую помощь.

– Взаимодействуете ли с государственными органами по вопросам адаптации к климатическим изменениям?

– В настоящее время по данной тематике взаимодействуем в большей степени с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Иногда контактируем и с другими государственными органами: Мингорисполкомом, Министерством ЖКХ, МЧС, Минздравом, Государственным комитетом по стандартизации – в частности, с его Департаментом по энергоэффективности, Минстроем, Минсельхозпродом, государственными СМИ. Очень хочется, чтобы инициатива исходила от обеих сторон и чтобы примеров успешного взаимодействия с местными органами власти было больше.

 Мнение специалистов

Старший научный сотрудник отдела водного мониторинга и кадастра Центрального НИИ комплексного использования водных ресурсов Любовь Гертман:

– Для Института комплексного использования водных ресурсов в проблеме изменения климата применительно к Минску важным является знать прогнозы климатологов относительно экстремальных явлений, в первую очередь выпадения осадков. Наша задача – помочь проектировщикам определить водосборные территории (с учетом перспектив развития города) и рассчитать, куда и как пойдут потоки воды. Необходимо учитывать, что в городе огромные территории заасфальтированы и просачивания в почву, как на природных территориях, нет. Поэтому даже относительно незначительные осадки могут вызвать затопление и подтопление городских территорий. Учет гидрологических законов позволяет правильно направить потоки воды. Мы должны также определить, сможет ли Свислочь принять эти потоки, не создаст ли река подпор для дождевой воды, поступающей из коллекторов. Важной задачей является также анализ гидрохимической нагрузки на реку.

Кроме того, для города в условиях потепления, когда ожидаются продолжительные периоды с экстремально высокими температурами, важно сохранить максимально большое количество территорий с водными объектами. Для Минска необходимо иметь и поддерживать, возможно, и расширять так называемое водное кольцо. Оно не только является местом отдыха, но и значительно улучшает микроклимат города.

3

 

Распределение случаев опасных гидрометеорологических явлений

Источник: Материалы обзоров Республиканского гидрометцентра по климатическим особенностям и опасным гидрометеорологическим явлениям на территории Республики Беларусь

 

Заместитель начальника Республиканского центра управления и реагирования на чрезвычайные ситуации Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси Дмитрий Плевако:

– В работе, направленной на информирование населения по вопросам климата, акцент должен быть сделан на просвещение. Разумеется, основным источником достоверной информации должны стать специалисты, непосредственно вовлеченные в эту работу. Задача тех, на кого возложена работа с общественностью, по-видимому, заключается в том, чтобы найти оптимальные организационные формы, позволяющие донести до широкой аудитории полученную и обработанную ими информацию по всему комплексу проблем изменения климата.

На территории Беларуси наблюдаются более 20 стихийных гидрометеорологических явлений, которые в связи с большой интенсивностью или продолжительностью могут нарушать производственную деятельность, нанести значительный ущерб отраслям экономики, привести к человеческим жертвам. Наша служба всегда готова к взаимодействию с общественными организациями в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также в вопросах обучения, повышения информированности населения и профилактики ЧС.

 

 4

 

Чрезвычайные ситуации природного характера

 

Справочно

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) была принята на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро в 1992 году и вступила в силу 21 марта 1994 года.

Беларусь подписала и ратифицировала РКИК ООН на основании Указа Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 177.

В настоящее время в Беларуси зарегистрированы более 70 общественных организаций экологической направленности.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ