На какие «ножницы» натыкаются молодые режиссеры?

Может ли Центр экспериментальной режиссуры (ЦЭР) «Открытая площадка», созданный год назад при Белорусской государственной академии искусств, помочь выпускникам не потеряться в профессии? Корреспондент агентства «Минск-Новости» задала три простых вопроса его руководителю – режиссеру Татьяне Троянович. 

Зачем?

– Работаю педагогом в академии искусств с 2005 года. Сколько хороших дипломных спектаклей показаны всего один раз! «Доктор Живаго» Дмитрия Богославского – очень интересная работа. Но никто ее не взял в театр, и предложений по работе режиссером тогда Диме не поступило. Правда, в итоге мы приобрели хорошего драматурга. Рада за Диму. Но…

В Беларуси существует проблема с молодыми режиссерскими кадрами. И дело не в том, что их нет. Отсутствует заинтересованность в выпускниках режиссерских специальностей. Одна из причин – коммерциализация театра. Новаторские спектакли из разряда «не для всех» априори не соберут больших залов. Поэтому репертуарный театр в них не заинтересован. Отсюда так называемые «ножницы» молодой режиссуры. С одной стороны, от авторов ждут спектаклей, которые не стыдно вывести на фестиваль. А с другой – в наших реалиях такие постановки не востребованы театрами. Для их проката подошла бы малая сцена на 50–80 человек. Но таких камерных площадок в Минске остро не хватает. Центр экспериментальной режиссуры пытается стать одной из них. В России давно создаются подобные структуры, цель которых – быть связующим звеном между учебными учреждениями и театрами. Театрально-культурный центр им. Вс. Мейерхольда – пример практико-ориентированной режиссерской магистратуры. Аналогичные центры есть и в других постсоветских странах, где такая же проблема с режиссерскими кадрами, и в Западной Европе. Еще один момент. Чтобы найти индивидуальный художественный стиль, режиссер не должен бояться идти на эксперимент. Но эксперимент – это всегда риск. Ведь возможна и неудача. Если речь идет о серьезной постановке в репертуарном театре, такое недопустимо. Центр дает право на ошибку.

Как?

– Поскольку ЦЭР – структурное подразделение академии искусств, работаем со старшекурсниками театрального факультета. Но не хочется замыкаться только на студентах. Будем сотрудничать и с более подготовленной публикой – молодыми дипломированными режиссерами, актерами, художниками. Но с оговоркой. Их проекты пока не могут претендовать на финансирование БГАИ. Если в академии будет открыта практико-ориентированная магистратура, проблема решится. Но это дело не одного дня. В то же время спектакли, которые ставят в творческих лабораториях, не требуют серьезных затрат. Сам формат предполагает минимум декораций. Главное – идея.

У центра два направления работы. Первое – образовательное. Второе – постановочное. Режиссер выбирает пьесу, подбирает команду. Единственное условие: ЦЭР нацелен на поиск и реализацию новых форм сценического искусства. Будем проводить обсуждения со зрителями и профессионалами театра. Конечная цель: чтобы из лучших спектаклей центра формировалась афиша. Зрители смогут покупать билеты на постановки. Но для их проката нужна площадка.

Где?

Главная проблема – финансирование проектов и отсутствие оснащенной площадки. Есть небольшое помещение, где проходят репетиции, но для публичных показов оно не предусмотрено. И пока мы в ожидании, очередное поколение молодых режиссеров рискует не дойти до театров.

 

Справка

Татьяна Троянович – режиссер, руководитель Центра экспериментальной режиссуры Белорусской государственной академии искусств. Преподает в БГАИ и Институте современных знаний им. А.М. Широкова. Работала в Театре-студии киноактера Национальной киностудии «Беларусьфильм». Постановки «№ 13», «Средство Макропулоса» с успехом идут в репертуаре. Сотрудничает с частным театральным проектом «ТриТформаТ».

 

На первом публичном показе наработок Центра экспериментальной режиссуры, который проходил в БГАИ и  куда пригласили руководителей академии искусств, известных режиссеров, театральных критиков, побывала и корреспондент «МН». Две аудитории приспособили под зрительные зальчики. Поскольку главный корпус академии все еще на реконструкции (началась в 2012 году), лучшей сценической площадки нет. Один за другим были показаны эскизы к спектаклям студентов-режиссеров Елены Ганум (по произведению А. Бахаревича «Шабаны»), Дмитрия Тишко (по пьесе Я. Реза «АРТ»), Елены Порошиной (по пьесе А. Яблонской «Лодочник»), Натальи Левановой (по пьесе Ф. Леле Genannt Gospodin). Автор этих строк поинтересовалась у экспертов и студентов, в чем польза Центра экспериментальной режиссуры и как они видят его работу в дальнейшем.

Михаил Борозна, ректор БГАИ:

– Для презентации работ студентов в академии есть учебный театр-студия имени Е. Мировича – это две площадки: основная сцена на 250 мест и малая сцена. Но сейчас в стационарных помещениях театра, которые находятся в главном корпусе академии, идут ремонтные работы. Мы надеемся, что в 2014–2015 году здание по адресу: пр. Независимости, 81, будет введено в строй. Лучшие постановки студентов, поставленные в том числе в рамках работы Центра экспериментальной режиссуры, можно будет увидеть на большой и малой сценах студенческого театра. Не исключаю возможности, что будем рассматривать и другие площадки для центра. Пока видели только творческие заявки. Для отработки постановок еще потребуется время, дополнительная работа экспертного сообщества. Все ценное и лучшее не пропадет.

Показ в Центре экспериментальной режиссуры провели не просто ради показа. Это долговременный перспективный проект.

Елена Мальчевская, театральный критик, преподаватель Института журналистики БГУ:

– Идея создания Центра экспериментальной режиссуры замечательна. Можно долго рассуждать, как это хорошо и прекрасно, как сегодня важно поддержать молодых белорусских режиссеров. Но все упирается в условия. У центра нет своей площадки. А как работать без площадки? Все, что написано в манифесте центра: поиск и освоение новых режиссерских приемов, сотрудничество с известными режиссерами экспериментальных театров, поездки на фестивали, стажировки, – это очень хорошо. Но найдутся ли возможности для полноценного воплощения? Для того чтобы пригласить известного режиссера, нужны деньги. Для того чтобы освоить новый режиссерский прием, нужно в том числе и театральное помещение. Такие структуры, как Центр экспериментальной режиссуры при БГАИ, безусловно, способны решить некоторые проблемы современного белорусского театра и театрального образования. Это новый профессиональный опыт для студентов. Но у центра должны быть возможности для развития.

Елена Ганум, актриса, ведущий мастер сцены, студентка III курса театрального факультета БГАИ очной формы обучения:

– Любое участие лучше, чем «безучастие», а будет ли польза от него – покажет время. Но возможность знакомиться, общаться, обсуждать проблемы и предлагать свои работы вниманию публики – это уже хорошо. Хотя ЦЭР – структурная единица Белорусской государственной академии искусств и входит в состав театрального факультета, не думаю, что главная его цель – обучение. Скорее, создание своего рода культурного эпицентра, куда будут обращаться молодые актеры и режиссеры с их уже сформировавшимся мировоззрением и пониманием театра. И где они смогут проявить свои способности.

Наталья Леванова, студентка IV курса театрального факультета БГАИ заочной формы обучения:

– Надеюсь, Центр экспериментальной режиссуры объединит молодых режиссеров, а также расширит их представления о многообразии театральных форм. Да, есть практика участия студентов в белорусских и зарубежных фестивалях. Но почему-то, когда в Минске проходят такие, как «ТеАрт», «Двери», одни заняты по учебе, другие даже не знают, какие спектакли показывают, кто и где дает мастер-классы. А ведь там происходит много интересного.

Говорят: «Сегодня молодых режиссеров попросту нет». Но дело не в том, что нет. Где показывать спектакли? В аудитории? Пока в академии идет реконструкция, так и происходит. Учебный показ можно и так сыграть. Но когда режиссер приходит в театр, он должен иметь представление о работе со светом, звуком и другими техническими средствами (это помимо работы с артистом, разумеется). А для этого нужна практика.

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ