На какие уловки чаще всего попадаются потребители, и что делать, чтобы избежать ошибок

Всемирный день защиты прав потребителей отмечают 15 марта. Об основных проблемах, с которыми в разные инстанции обращаются жители страны, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.

Покупки на презентациях. Обычно на таких встречах продавец торопит посетителя, мол, дешевле нигде не купите, завтра будет дороже… Специалист советует не поддаваться на подобные уговоры, а спокойно поискать товар в обычных или интернет-магазинах. Зачастую он оказывается дешевле, чем на презентации.

Изменение стоимости товара в интернет-магазине после подтверждения заказа продавцом. Это неправомерно. Интернет-торговля с точки зрения защиты прав потребителей не отличается от обычной. Бывает, продавец подтверждает заявку, а когда дело доходит до доставки, говорит, что по такой цене товара нет. Однако договор считается заключенным при подтверждении заказа интернет-продавцом, он обязан oтпустить товар по оговоренной цене.

— Если не удается самостоятельно разрешить конфликт, рекомендую обращаться за помощью к местным органам власти по месту жительства или по месту нахождения продавца, — советует представитель МАРТ.

Покупки в социальных сетях. В этом случае всё по-другому, с такими приобретениями лучше не торопиться. Ведь если нет активной ссылки на официально зарегистрированный магазин, то это покупка не у продавца, которая определяется законом «O защите прав потребителей», а у физического лица. На такие взаимоотношения нормы этого закона не распространяются, возникшие вопросы придется решать в судебном порядке между двумя лицами.

Услуги на дому: установка фильтров, газоуловителей, чистка вентиляции и другие. Большинство таких предпринимателей регистрируются под названиями, созвучными с названиями госорганизаций. Таким образом у потребителя создается впечатление, что они выполняют обязательную работу, хоть и по высоким ценам. Нарушения здесь нет, поскольку на такие услуги допускается свободное ценообразование. Лучше позвонить в ЖКХ, ЖЭУ, администрацию района, чтобы прояснить ситуацию и не жалеть потом о напрасно потраченных деньгах.

Проблемы с ценниками. В прошлом году, по словам представителя министерства, фиксировалось много нарушений по этой части. Например, продавцы указывали цену со скидкой значительно более крупным шрифтом, чем обычную, что вводило многих покупателей в заблуждение. Приняты соответствующие меры.

С 2 апреля размер шрифта, которым написана стoимoсть товара со скидкой, должен измениться: стать меньше тoгo, кoтoрый используется для цены без учета скидки. Если она предоставляется при выполнении каких-то условий, покупателей должны проинформировать о пoлнoй стoимoсти товара, o размере скидки и в каких случаях ею можнo воспользоваться, а также рассказать, в какую сумму oбoйдется пoкупка пo сниженнoй цене, — отметила И. Гаврильчик.

К слову, в 2020 г. специалистами МАРТ городских и районных исполкомов в Беларуси рассмотрено более 9 700 обращений потребителей. Возмещено свыше 813 тыс. рублей ущерба.

Справочно

Продавец обязан продать товар по той цене, которая указана на ценнике (разве что на кассе окажется, что вам хотят отдать его дешевле). Если вдруг при расчете выяснилось, что товар стоит дороже, покупатель вправе требовать соблюдения нормы законодательства. В противном случае сделать соответствующую запись в Книге замечаний и предложений.

Не все знают, что в исполкомах есть уполномоченные по защите прав потребителей. По просьбам граждан эти специалисты могут готовить иски в суд. Причем судебная пошлина по таким искам не взимается.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ