«Одноглазые» вагоны и со звездой «на носу». Какие трамваи и почему особенно запомнились минчанам

Многие трамваи, которые трудились в Минске на протяжении 90 лет, имели свои неповторимые особенности. Подробнее о них – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».  

Обо всех представителях этого вида транспорта, конечно, в одном материале не расскажешь: слишком много моделей сменилось за столько десятков лет. Но о некоторых вспомним.

Самые древние

По первым маршрутам минских пассажиров возили вагоны серии «Х», которые сначала выпускали на Мытищинском машиностроительном заводе (сегодня «Метровагонмаш»), а позже на Усть-Катавском вагоно-строительном. Буква «Х» не несла какого-то особого смысла: она осталась на вагонах в честь Харькова, для которого заказали первую их большую партию. А первая крупная поставка прицепных вагонов пришлась на Москву, и они получили серию М.

Вагоны «Х» имели две водительские «кабины», хотя кабинами их сложно назвать: это были открытые площадки с рамами для лобового стекла и козырьками над головой. В конце маршрута вагоновожатый закрывал двери по одну сторону вагона и переходил с инструментом в «кабину» с противоположной стороны. Водитель работал стоя, а салон продувался насквозь. «Одноглазые» вагоны, как их называли из-за фары спереди, грохотали и звенели в пути…

В 1930-е и в послевоенные годы трамваи были очень популярны, но их не хватало. Из-за трамвайного лихачества порой гибли люди, которые часто висели на подножках вагонов, держась за любые их выступающие части. Водители не всегда могли это видеть, потому что обзорных зеркал еще не было (их начали устанавливать в 1948-м).

Трамваи серии «Х/М» (основной и прицепной), несколько усовершенствованные, возили минчан до середины 1960-х.

Самые нарядные

В 1941 году в Минск поставили первую (и последнюю) партию улучшенных вагонов «Х» с накладной звездой спереди. После войны это украшение использовали на вагонах КТМ-1. Эти трамваи производства Усть-Катавского завода имени Кирова ходили в Минске до 1974-го. Особо комфорта в 1950-е – 1960-е никто не требовал, пассажиры довольствовались деревянными сиденьями, слабым освещением, холодным салоном в зимнее время, терпели тесноту и шум при движении. Зато нарядная звезда «на носу» была видна минчанам издалека…

Самый редкий

В 1959-м в нашем городе появился поистине уникальный трамвай — ЛМ-49, подаренный минчанам ленинградцами. Благодаря большому кузову и трем широким дверям его до сих пор считают одним из самых просторных и вместительных трамваев своего времени. Многим запомнились и отгороженное место кондуктора, имевшееся в этом вагоне. Когда его списали, в нем разместился музей Минского трамвайного парка.

Самые невезучие

Оставили свой след в истории минского транспорта и трамваи МТВ-82, курсировавшие по столице с середины 1950-х (их выпускали сначала  в Подмосковье, а с 1949-го — в Риге). Это были вагоны с цельнометаллическим корпусом, но еще они отличались мягкими сиденьями и обогревом зимой. Среди неудобств этого и многих других советских трамваев – две двери, которых не хватало на линиях с большим пассажиропотоком. С минских маршрутов эти вагоны сняли в 1979-м. Тогда на Партизанском проспекте случилась крупная авария с жертвами: из-за излома оси вагона МТВ-82 произошло его лобовое столкновение с РВЗ-6. Оставшиеся МТВ запретили эксплуатировать и вскоре списали.

Самые живучие

Трамваи рижского вагоностроительного завода (РВЗ) трудились в Минске более 40 лет и стали одним из символов советской эпохи. Первые вагоны этой модели поступили в столицу в 1966-м. С технической точки зрения они считались прорывом в советском трамваестроении. Но с точки зрения комфорта особых продвижений не наблюдалось. Шумные, холодные, эти трамваи тоже имели всего две двери. Из середины салона в час пик пробраться к ним было нелегко. Довольно скоро пассажиры стали обращать внимание на дребезжание стёкол, перекошенные форточки… Но разве это было главным? Лишь бы трамваи ходили!

Долгие годы они были полноправными хозяевами на минских рельсовых маршрутах, а в 1980-е — вообще единственными представителями этого вида транспорта. Последние рижские вагоны поступили в столицу в конце 1980-х, но к тому времени они считались анахронизмом. А на рубеже веков по Минску курсировали по большей части не молодые, изношенные представители этой марки, которые сильно качались и гремели в пути. Некоторые минчане рассказывают, что специально дожидались на остановке трамвая поновее, только бы не ехать в РВЗ! Но, с другой стороны, у большинства горожан с красно-желтыми вагончиками связаны теплые воспоминания о детстве и молодости…

Во второй половине 1980-х в трамвайном парке насчитывалось наибольшее за всю историю количество подвижных единиц — 225 вагонов. Несмотря на то, что в 1988-м РВЗ-6 были сняты с производства, еще 15 лет назад они составляли большую часть парка минских трамваев.

Последние трамваи РВЗ-6 списали в 2008 году.

Самые удобные

В 1992-м город закупил 24 чешских трамвая «Татра», они поступили в Минск в течение нескольких лет. По воспоминаниям работников трамвайного парка, эта техника стала глотком свежего воздуха и для них, и для пассажиров. «Татры» были самыми удобными и вместительными вагонами с начала трамвайного движения в Минске. После видавших виды РВЗ горожане восторгались просторными, комфортными, тихими вагонами с тремя дверьми.

К счастью, по одному экземпляру «Татры» и РВЗ остались на память потомкам в Музее городского пассажирского транспорта.

Самые нестандартные

В 1999 г. в столице появились вагоны, имеющие немного странный вид – частично напоминающие РВЗ, но передняя часть будто срезана по бокам.  Это были модернизированные в трамвайном парке рижские вагоны. Новый кузов изготавливался на Дзержинском экспериментально-механическом заводе (ДЭМЗ), поэтому такая модель получила название РВЗ-ДЭМЗ.  Всего было отремонтировано 15 вагонов, которые возили пассажиров до 2008 г. Они запомнились еще тем, что имели пластиковые сиденья.

Самые крепкие

С 2002-го в Минске появились представители еще одной иностранной марки, правда, более пожилого возраста. Но 10 немецких трамваев «Дюваг» из Карлсруэ, выпущенные в конце 1960-х, могли дать фору многим молодым собратьям. Им был предписан срок службы 40 лет. Не зря в Польше такие трамваи называли «сильными Хельмутами». Кстати, в Германии их снимали прямо с линии и вместе с аптечкой и всеми другими атрибутами перевозили в Беларусь. Эти машины водители вспоминают как надежные, вместительные и простые в управлении. Пассажирам они тоже пришлись по душе. В 2009 г.  эти трамваи вывели из эксплуатации, им на смену пришла техника белорусского производства. Но один «немец» остался для музея трамвайного парка. Его обычно заказывают для празднования торжеств.

Самые родные

В 2000 г. в трамвайный парк поступили первые вагоны модели АКСМ-1М, произведенные заводом «Белкоммунмаш». Наступила новая эпоха в развитии этого вида транспорта столицы. С годами белорусские модели вытеснили всех «иностранцев» и «старичков».

Справочно

Сегодня в Минске 8 трамвайных маршрутов. В самые напряженные часы на них выходят чуть более 90 вагонов, а всего их в парке подвижного состава — 137 единиц. Но были времена, когда количество маршрутов доходило до 12.

Использованы фото и документальные материалы из архивов Музея городского пассажирского транспорта, трамвайного парка, белорусских транспортных форумов

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ