f94bd23a 8537 4a48 b0c6 367e34f665b5

На карте Минска появилась еще одна экологическая тропа. В этот раз — на Цнянском водохранилище

Цнянское водохранилище, что в северной части столицы, — хороший пример гармоничного сочетания рекреационных и эвристических возможностей. На оборудованных пляжах загорай да купайся, любуйся грациозными птицами, а отойди чуть поодаль — и с головой окунешься в непричесанный мир естественных экосистем. Одно из таких не затронутых хозяйственной деятельностью человека мест — остров в самом центре водохранилища. 28 мая там состоялось торжественное открытие экологической тропы, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Собственно, тропа как таковая была здесь и прежде. Но силами «Зеленстроя» и других организаций Советского района стала она в полном смысле слова экологической. Появились беседки, скамейки и мостики, выросли всевозможные фигуры и инсталляции. А расширить кругозор помогают информационные стенды, установленные в каждой из тематических зон, организованных при тропе. Стенды снабжены QR-кодами, которые ведут на сайт школы № 66, где об особенностях местности рассказывается весьма обстоятельно.

Pavel Rusak 5 of 28 1Pavel Rusak 7 of 28 2— Экологическая тропа — это территория обитания птиц, богатый растительный мир, и обо всем этом во время занимательных экскурсий узнают наши дети и взрослые, — знакомит с объектом директор Центра дополнительного образования детей и молодежи «Светоч» г. Минска Наталья Боровик. Цнянское водохранилище стало любимым местом отдыха минчан. И в этом заслуга не только природы, но и неравнодушных жителей района. Экотропа поможет ступить всем нам еще и на тропу здоровья.

Территория действительно интересна — будто оказался в одночасье далеко за городом. Изюминка — разнообразие: на небольшом по площади участке можно встретить обитателей разных экосистем — лесов, лугов, полей и водоемов. Березовые рощицы чередуются с участками соснового бора, повсеместно светлые лужайки. А еще — море лекарственных трав и птичьи трели.

Pavel Rusak 2 of 28 1

Pavel Rusak 3 of 28— Одна из самых интересных — так называемая зона легенд Цнянского водохранилища, знакомящая с историей этого места, — дополняет педагог-психолог школы № 66 Татьяна Анципорович, выступившая в день открытия экотропы экскурсоводом. Мало кто знает, что здесь было имение Якуба Иодко — физика-изобретателя, биолога, музыканта и лекаря. Здесь он организовал пансионат, где практиковал различные нетрадиционные для того времени методы врачевания, в частности кумысотерапию — лечение кобыльим молоком. Тропа сюда не зарастала: состоятельные минчане занимали в клинику очередь. От тех времен остались липовая аллея и участки некогда богатого плодового сада. Была здесь и деревня, жителей которых помещик-филантроп лечил бесплатно.

Pavel Rusak 12 of 28

Pavel Rusak 15 of 28 2В самом водохранилище, говорят, обилие рыбы. Здесь и лещ, и сазан, и линь, и карась, и плотва, и уклейка, из чешуи которой, как поведали экскурсоводы, в Древнем Китае делали искусственный жемчуг. Водятся и раки, что говорит о чистоте воды.

— Рыбу можно удить и смело есть, — продолжает знакомить с местностью Т. Анципорович. Были проведены анализы, засвидетельствовавшие ее полную пригодность для употребления в пищу. На острове вообще за все эти годы мало что подверглось разрушающему воздействию человека.

Pavel Rusak 20 of 28 1

В торжественной церемонии открытия экологической тропы приняли участие директор Центра дополнительного образования детей и молодежи «Светоч» г. Минска Наталья Боровик, директор районного «Зеленстроя» Галина Банет, первый секретарь Советского районного комитета БРСМ г. Минска Виолетта Гордейчик, директор Минского государственного профессионального лицея № 12 строительства Степан Шелег, директор районного «Ремавтодора» Дмитрий Русин.

Pavel Rusak 22 of 28 1

— Наш Советский район спортивный, экологичный, творческий, а главное — трудолюбивый. Мы приняли активное участие в субботниках по организации и обновлению экотропы. Огромные слова благодарности всем тем, без кого этот проект не воплотился бы в жизнь, — администрации района, управлению по образованию, школам и гимназиям, «Зеленстрою», «Ремавтодору», лицею строительства № 12, колледжу декоративно-прикладного искусства им. Кедышко, оптико-механическому заводу, Минскому лесхозу и, конечно же, всем неравнодушным жителям района, — отмечает Н. Боровик. Надеюсь, что этот маршрут станет центром экологического образования, просвещения и воспитания.

Pavel Rusak 18 of 28 1

Завершило торжественную церемонию открытия экотропы проникновенное вокальное выступление педагога центра «Светоч» Александры Мелех.

— Начало положено, дальше экотропа и предлагаемый ею маршрут будут лишь разрастаться и наполняться новым содержанием, — резюмирует Н. Боровик.

Pavel Rusak 8 of 28Шефствовать над тропой доверили педагогам и воспитанникам школы № 66. Но многое в состоянии ее здоровья, если не все, будет зависеть от каждого приходящего к ней на свидание.

Фото Павла Русака

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Где в Минске контролируют скорость авто 20 мая

Спидкамы работают на 11 участках столичных дорог 12 мая, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

skorost prevyishenie fotofiksatsiya radar 7

Соблюдение скоростного режима в 60 км/ч проверяют на ул. Притыцкого, Радиальной, Тимирязева, Маяковского, Орловской, а также на пр. Партизанском и Жукова. Кроме того, радары установлены на пр. Независимости (60, 80 км/ч), пр. Дзержинского (70 км/ч), Долгиновском тракте (80 км/ч) и МКАД (90 км/ч).

В ГАИ просят водителей быть внимательными на дорогах, соблюдать ПДД и учитывать погодные условия. По данным Белгидромета, во вторник в Минске переменная облачность, существенных осадков не предвидится. Ветер западный, северо-западный, умеренный. Температура воздуха утром составит +10…+12 °С, днем — +18…+20 °С, вечером — +13…+15 °С.

«Я даже пригласила классную на свадьбу». Узнали, каких педагогов минчане вспоминают до сих пор

Некоторые учителя отпечатываются в памяти выпускников надолго. И если кто-то связывает воспоминания о наставнике с травматичным опытом, другие, наоборот, бесконечно благодарны педагогу за поддержку. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у горожан, каких учителей они вспоминают до сих пор.

2147885360

Фото носит иллюстративный характер, фото freepik.com

Приглашение на свадьбу и проблемы с выдержкой

— Нашему классу очень повезло с наставниками, они все были еще советской закалки: там и стержень, и строгость, и доскональное знание предмета. Больше всех мне полюбилась учитель русского языка и литературы. Она была профессионалом своего дела, работала в школе много лет, — поделилась Лариса. — По счастливому стечению обстоятельств оказалась и нашей классной руководительницей. Она инициировала создание драмкружка, привлекала нас к подготовке постановок. А меня назначила старостой. Благодаря этой преподавательнице наш класс был очень дружным. И с дисциплиной проблемы постепенно решились (они наблюдались в средней школе).

Через несколько лет после выпуска собеседница даже пригласила преподавательницу к себе на свадьбу. Нелюбимого учителя Лариса выделить не может — ко всем относилась с уважением.

А вот Виктории в этом плане повезло куда меньше: она вспомнила сразу двух учителей, отношения с которыми не сложились. По словам девушки, у них был крайне странный педагог по физике. Тряпки для доски в его кабинете использовались не по назначению — они летели в учеников, которые неправильно отвечали на поставленные вопросы. Эффектным был не только визуал, но и запахи: вместо одеколона от педагога несло последствиями веселого вечера. А его любимым социальным инструментом, в том числе в общении с учениками, был сарказм.

— Еще мне не особо нравилась учительница биологии. На каждом уроке она выбирала себе «жертву», а то и несколько. И развлекалась тем, что в процессе занятия высмеивала этих учеников, — делится Виктория. — Очередь дошла и до меня. Накануне я играла со своей кошкой, и та оставила на руке несколько царапин. Преподаватель сделала акцент на этом всему классу и предположила, что я занимаюсь селфхармом. Зачем? Ответа я не знаю.

pexels thirdman 8926455

Фото носит иллюстративный характер, pexels.com

«С ней мы могли посплетничать про педагогов»

Для Анастасии выделить любимого педагога оказывается задачей непростой. На статус такового претендуют сразу двое учителей: истории и физкультуры. Первый специалист подкупал собеседницу умением интересно преподнести информацию.

— Он рассказывал настолько увлекательно, что я до сих пор держу в голове фрагменты повествования про Трою, Римскую империю и Грецию. Благодаря его стараниям даже самостоятельные работы по истории не были для меня пыткой, а, наоборот, воспринимались как что-то интересное, — отмечает Анастасия.

В старшей школе пальма первенства перешла к учителю физкультуры. Предмет, как отмечает собеседница, вела довольно приятная женщина, с которой можно было обсудить насущные проблемы, посмеяться и даже посплетничать про педагогов. К радости Анастасии, учительница не заставляла ребят сдавать бесконечные зачеты, а занятия обычно проходили за игрой в волейбол, баскетбол или пилатесом.

В то же время у девушки были достаточно противоречивые чувства в отношении учителя физики — строгой и требовательной дамы. Собеседница признается, что изначально сам предмет казался ей занимательным и чем-то даже привлекал, однако железная хватка педагога напрочь отбила желание изучать его.

— Каждая ее фраза воспринималась как вызов или оскорбление, из-за чего был безумный страх ошибиться. Выход к доске всегда оказывался целым испытанием. Если ты не вспоминал необходимую формулу, то сталкивался с критикой и оставлял на ее столе дневник для замечания (из разряда «не выучена тема урока»), — делится девушка. — После 9-го класса, когда нас разделили на профили, учитель физики, к счастью, стала мягче по отношению к филологам. В их числе оказалась и я. Тогда часть ребят выдохнули.

14252

Фото носит иллюстративный характер, фото freepik.com

Помогла справиться с буллингом

Больше всего Максим любил классную руководительницу, которая опекала ребят в начальной школе. Парень столкнулся с буллингом со стороны сверстников из-за своей худобы. Питался мальчик нормально — все дело в генетике. Но подросткам объяснить это было крайне трудно. Учительница поддерживала Максима и проводила беседы с одноклассниками, если замечала признаки травли. Эффект от разговоров был ощутим — обидчики успокаивались и не донимали парня.

— Также она привлекла меня к созданию стенгазеты, когда я признался, что пишу стихи. Всячески поддерживала мои начинания в этом плане. Благодаря ей я начал участвовать в школьных концертах. Мама до сих пор очень благодарна этому учителю, периодически даже присылает ей какие-то новости о моей жизни, рассказывает о профессиональных достижениях, — делится Максим.

Антипатии к кому-либо из учителей у парня не было. Единственное, уже в старшей школе проблемы возникли с учителем белорусского языка и литературы. Когда Максим оканчивал 11-й класс, та поставила ему за четверть 5 по литературе.

— Может, это было попыткой замотивировать меня на углубленное изучение предмета. Я честно говорил, что времени на прочтение некоторых произведений не хватает, — из-за подготовки к ЦТ спал по 4 часа. Мы не пробовали найти компромисс: это было нереально. В результате она поставила мне 5 баллов, — рассказывает собеседник. — Я тогда сильно расстроился. Но изменить ситуацию не мог, потому что совсем не ложиться спать ради чтения был не готов. Плюс ко всему крайне комично смотрелась общая картина: по белорусской литературе — 5, а по русской — 10 (там мы проходили рассказы, и осилить их было легче, чем толстенную книгу).

Впоследствии Максим обучался на бюджете в БНТУ. Как-то они встретились с бывшим одноклассником, стали вспоминать школу. И тут товарищ признался, что недавно созванивался с учителем белорусского языка.

— Она стала расспрашивать друга о ребятах из нашего выпуска. И очень сильно удивилась моему поступлению на бюджет. Призналась, что не возлагала на меня надежд. Врать не буду: от этих слов остался неприятный осадок, — говорит Максим.

pexels thirdman 8926554

Фото носит иллюстративный характер, pexels.com

Истоки негласной травли

Константин обожал своего учителя по английскому языку. Педагог, по его словам, был влюблен в предмет, который вел. И эту же тягу к иностранному пытался развить в учениках. Для этого он использовал интерактивный формат проведения занятий. Некоторые из них даже были костюмированными.

— А еще он готовил для нас маленькие подарки на праздники. Обычно какие-то сладости, и получать их каждый раз было очень приятно, — отмечает парень. — На занятия к нему действительно хотелось ходить. Уже повзрослев, я понял, насколько важны те горящие глаза, та искренняя любовь к профессии, которой он обладал.

А вот с преподавателем биологии у Константина отношения не сложились. Женщина всеми силами хотела поддержать хорошистов, но не до конца понимала, как это осуществить. В результате все выглядело так, будто учитель обесценивала успехи медалистов (собеседник как раз был одним из них) и превозносила малейшие усилия со стороны отстающих ребят.

Она говорила, что отличникам просто повезло, мол, вовремя постарались, чтобы обрести этот статус. И теперь «вакантные места» заняты, хорошистам якобы придется оставаться средним звеном до выпуска. Как результат — у остальных ребят сформировалась предвзятость в отношении учеников, которые стабильно получали высокие баллы, — рассказывает Константин.

Любая победа медалистов на городских конкурсах освещалась не так широко, как призовые места хорошистов на районных. Преподаватель объясняла: «Я намеренно не акцентирую внимание на достижениях отличников, чтобы остальные ребята не стали их обижать». Однако в результате именно это провоцировало негласную травлю.