ЭКСПЕДИЦИЯ. «На каждый товар свой клиент». Как идет торговля на некогда самом популярном рынке города

Корреспонденты агентства «Минск-Новости» съездили в «Ждановичи», чтобы узнать, как сейчас идет торговля на некогда самом популярном рынке и каковы перспективы у знаменитых «Поля чудес» и «Лебяжьего».

Рынком выходного дня прозвали «Ждановичи» покупатели, приезжавшие сюда в субботу или воскресенье. Те, кто 25 лет назад видел, где и как создавали торговый дом, нарекли его рынком на болоте.

В 1990-х и начале 2000-х сюда охотно шли предприниматели. За ними устремлялись пока еще легкие на подъем покупатели. Как и любой крупный рынок, появившийся стихийно, «Ждановичи» росли не по четкому плану, поэтому пережили не одну реконструкцию. Частные учредители то и дело пытались облагородить и структурировать территорию, но здесь по-прежнему легко заблудиться.

В мае 2019-го «Ждановичи» попали под острую критику Главы государства. Осматривая придорожную инфраструктуру МКАД, Александр Лукашенко обратил внимание на полупустующий участок продуктового рынка, примыкающий к кольцевой.

Выяснилось: в октябре 2019 года по заявлению администрации Центрального района столицы его изымут у торгового дома «Ждановичи».

— Участок пока принадлежит нам. Последние 10 лет на нем ничего не могли строить, просто содержим в чистоте. В связи с реконструкцией ул. Тимирязева на примыкающей к МКАД и продовольственному рынку территории построят разворотное кольцо общественного транспорта, — рассказал директор торгового дома «Ждановичи» Александр Мельник.

Продовольственный рынок

Приветливая Елена — предприниматель со стажем. Колбаса и прочие копчености, представленные в витрине ее торговой точки, поставляют из Волковыска, Гродно, Бреста.

— Покупателей мало, поверьте, мне за 18 лет есть с чем сравнить, — рассказывает предприниматель. — Летом в выходные торговля идет хуже: все уезжают за город.

Рядом с мясными рядами открыли оптовый магазин известной российской торговой сети. Судя по довольно длинной очереди, он забрал значительную часть тех, кто раньше отоваривался у предпринимателей. Елена осознает: в скором времени придется сворачиваться, но сохраняет оптимизм:

— Значит, ждут перемены, а это не всегда печально. Если закроют точку, тогда и буду думать, куда идти.

И правда: тут же появляются двое покупателей. Они приехали отовариться к выходным и прицениваются к копченостям.

Фруктовые и овощные ряды

Здесь и спелая клубника, и сочная черешня. Хватает овощей: томатов, огурцов, редиса, зелени. Покупателей немного больше, чем на крытой площадке продовольственного. Симпатичная Виктория бойко предлагает очередному покупателю самую спелую витаминную продукцию.

— Работаю здесь три года. Не скажу, что людей мало. На каждый товар свой клиент, — застенчиво улыбаясь, рассказывает продавец. — В выходные идут активнее. Зимой поток больше, летом чуть меньше.

Цены примерно такие же, как на Комаровке.

Наша собеседница работает на предпринимателя из Минской области, у которого две торговые точки, и пока не задумывается о смене работы.

Радиорынок

Когда-то покупать электротехнические приборы сюда приезжал весь Минск. Сегодня покупательский поток выглядит ручейком. Вместо 200 торговцев, щедро выкладывавших товар на бесконечные ряды прилавков, покупателя встречают 50 вместительных киосков, чуть поодаль — радиомаркет.

— Не все так цивилизованно, как кажется на первый взгляд, — рассказывают торговцы. — Постоянно во время дождя возле наших торговых точек образуется огромная лужа. К сожалению, такая картина наблюдается не первый год.

Больше порядка

Те, кто готов поговорить о торговле и перспективах радиорынка, не хотят называть имена. Но судьба торгового дома, которому отданы долгие годы, по-прежнему их волнует.

— Как человек, работающий здесь почти с самого основания, считаю: рынок в Ждановичах пора дробить на мелкие части, — рассуждает один из наших собеседников. — Это мое личное мнение.

— Каким образом дробить? Разбрасывать по всему Минску? — уточняем мы.

— Не совсем. Торговый дом «Ждановичи» — крупная организация, которая включает открытые площадки, радиомаркет, несколько торговых комплексов и другое. Такое положение дел, — поясняют собеседники, — характерно для монополиста, а не рыночного управляющего.

А не нравится многое. По мнению продавцов, дирекция регулярно повышает арендную плату. Не устраивает работников прилавка и качество уборки территории.

— Где вы видели в городе такой асфальт? — спрашивают они. — Посмотрите, сколько здесь песка. В жару мелкие частички поднимаются в воздух — невозможно дышать. Между тем уборка территории включена в ставку аренды.

Для сравнения собеседники показывают на территорию ресторана сети быстрого питания, расположенного по соседству. Вместо грубого асфальта — аккуратная мелкая плитка. На огороженной забором площадке чистота и порядок.

— Хотим, чтобы у нас было так же чисто и красиво и покупатели чувствовали себя комфортно, — говорят продавцы.

Еще одна претензия — время работы радиомаркета. Администрация торгового дома решила продлить его до 19:00 и настоятельно рекомендовала арендаторам соблюдать график. Для покупателей удобно, но предприниматели жалуются: рабочий день увеличился до 9 часов, и домой они вынуждены возвращаться очень поздно.

— Мы создаем условия для торговли, — отмечает заместитель директора торгового дома «Ждановичи» Анатолий Ялак. — Люди подписали соответствующий документ об аренде. А дальше нужно трудиться. Что касается замечаний… Не раз слышали жалобы: нет рекламы, плохой асфальт, плата за парковку. За два бесплатных часа покупатель успеет купить все, что хотел. Главная проблема — товар плохо продается. Как только продажи вырастают, всех всё устраивает.

Что в будущем

Проект застройки части территории рынка

Архитектурная концепция развития «Ждановичей» на согласовании. В 2018 году ее рассмотрел комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, после чего в ней появились замечания и правки.

Как гласит документ, продовольственный рынок возле МКАД полностью реконструируют, рядом возведут паркинг. Окончательные даты строительства и реконструкции пока не оглашают.

— Последние семь-восемь лет вводили в эксплуатацию по зданию в год. В развитии не останавливаемся. Построили радиомаркет, в прошлом году сдали ресторан сети быстрого питания, в четвертом квартале этого года перенесем «Лебяжий» за МКАД, в деревню Таборы, — говорит заместитель директора.

Изначально руководство рынка в Ждановичах планировало реконструировать и «Лебяжий», и «Поле чудес». Однако после общественного обсуждения концепция изменилась. Государство приняло решение выставить земли на аукцион под жилье.

Торги по продаже земельного участка площадью 16,3 га на ул. Тимирязева, где уже много лет работают «Лебяжий» и плодоовощной рынки, состоялись. Объект продан за рекордные 20 млн рублей. На отведенном участке должны возвести 60 тыс. квадратов малоэтажной жилой застройки, а также школу и детский сад.

— В планах построить на месте авторынка гипермаркет площадью 6 000 кв. м. Однако общее благоустройство сдерживается проектными работами по реконструкции ул. Тимирязева, — отмечает директор торгового дома А. Мельник.

Справочно

Территория рынка востребована, уверяют учредители, но прибыль организации не растет, поэтому в «Ждановичах» ждут открытия гипермаркета французской сети магазинов для дома и дачи. Ее называют якорным арендатором и ожидают в 2020 году.

Фото Ирины Малиновской

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ