На «Киноночи» в Минске показали лучший европейский фильм года

На «Киноночи» жители столицы смотрели фильмы — победители международных фестивалей и обсуждали увиденное с экспертами, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Мероприятие было организовано в рамках фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm. В кинотеатре velcom cinema показали картины «Квадрат» Рубена Эстлунда и «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки.

В рамках velcom Smartfilm такой формат — ночные показы с обсуждением — реализован впервые. В обсуждении фильмов приняли участие члены жюри фестиваля Игорь Сукманов, Антон Сидоренко, Митрий Семенов-Алейников, Леонид Калитеня, а также эксперт народного жюри Тарас Тарналицкий. В роли модераторов выступили молодые белорусские кинорежиссеры Влада Сенькова и Никита Лаврецкий.

Основное внимание зрителей «Киноночи» было приковано к фильму «Квадрат», который ранее получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. В центре сюжета — амбициозный руководитель арт-галереи Кристиан. Блестяще снятая, местами шокирующая картина раскрывает пороки современного общества, обращает внимание на проблемы не только Швеции, но и европейского социума в целом.

Есть четкое определение того, что такое «квадрат», его раскрывают в фильме: это общественный договор, — комментирует Тарас Тарналицкий. — Допустим, вы переходите дорогу. Общество договорилось, и все знают, что есть «зебра», и по ней можно ходить, и машины остановятся. По такой же схеме работает «квадрат»: это сбор общественных установок, согласно которым все должны помогать друг другу, объединяться для решения проблем.

По иронии фильма все происходит наоборот. Эстлунд тем самым показывает, что в мире существует серьезное социальное расслоение, и каждый слой — сам за себя.

Спикеры также обсудили нюансы фестивального кино. Оказалось, для победы на кинофестивале мало иметь хорошую историю. Важно правильно выбрать форму, грамотно использовать технические средства и понимать контекст.

Фильм достаточно смелый с точки зрения его эстетики и насмешки над постмодерном, политкорректностью, современным искусством, в нем множество интересных режиссерских ходов, — говорит продюсер Леонид Калитеня. — Эстлунд смело работает с контекстом, местами кажется, что переходит за грань — чего стоит замечательная сцена на вечеринке с художником-акционистом. С другой стороны, автор знал, куда идет, а продюсерский состав знал, на что работает. Чуть-чуть передозируешь, пересолишь — в программу фестиваля не попадешь.

Вторая лента программы — фильм финского режиссера Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды» — будто был призван сыграть на контрасте с «Квадратом». В этом году картина получила Серебряного медведя Берлинале за лучшую режиссуру, однако, по признанию посетившего фестиваль Игоря Сукманова, в кулуарах главный приз отдавали именно «По ту сторону надежды».

Фильм рассказывает две истории — сирийского беженца Халеда и немолодого финна Вильстрема; в результате драматических событий в жизни они встречаются, чтобы помочь друг другу.

Каурисмяки волнует не только тема беженцев, его волнует тема гуманизма в принципе, — отмечает Игорь Сукманов. — Каждый день по ТВ мы видим страшные шокирующие события, которые перестаем воспринимать эмоционально. Каурисмяки пытается вернуть нам естественную человечность. Миссия человека — уметь сострадать, «По ту сторону надежды» — это история о солидарности.

Кинокритик Антон Сидоренко обратил внимание на особенности стиля Каурисмяки:

В его работах интересна игра со временем. С одной стороны, мы видим бомбардировки Алеппо — это наше время, наши дни. А с другой — замечаем приметы 1950-х: интерьеры, автомобили. Все эти детали переходят у него из фильма в фильм.

Своим взглядом на режиссуру поделился Митрий Семенов-Алейников, в прошлом — участник velcom Smartfilm:

Для меня это режиссер, у которого нужно учиться. Понятно, что это авторское кино, у него свой стиль, почерк, но то, что он закладывает в самих персонажей, то, что у каждого есть за плечами своя история, — это результат большой сложной работы. Это нужно смотреть, анализировать. Характерность персонажей выражается и в костюмах, и в цвете одежды, и в реквизите. Один раз увидел — и ты сразу влюбляешься в образ и в персонажа, к которому привязан этот образ. Я смотрел фильм первый раз и старался наблюдать за такими деталями. В фильме нет ничего лишнего. Молодые режиссеры, я в том числе, мы очень часто отвлекаемся на детали, которые уводят зрителя от сути. Каурисмяки — тот режиссер, у которого все на своих местах.

Нововведения в формате показов, создание народного жюри — новые шаги velcom Smartfilm в работе с авторами и аудиторией. Фестиваль — это мощный акселератор идей и техник, отметил Игорь Сукманов.

Я уже несколько лет слежу за velcom Smartfilm, он действительно многое дал не только в постижении искусства кино, но и в постижении нашей реальности, — сказал он. — В первую очередь фестиваль адресован тем, кто хорошо владеет новейшими технологиями. Важно, что эти работы помещены в международный контекст, то есть фестиваль — это лакмусовая бумажка, потому что в обойму картин попадает разное: и развлекательное, и авторское. Во всем этом море мини-скетчей есть своя пена, а есть и свои гребни и волны. Этим фестиваль и интересен.

Международный фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm — это площадка для воплощения новых идей и нестандартных решений в короткометражном кино. В этом году фестиваль проходит в седьмой раз. Прием работ для участия в конкурсной программе velcom Smartfilm продлится до 31 декабря.

Фото ARS Communications Minsk

 

Самое читаемое