На премьерный спектакль «Тристан и Изольда» в Музыкальном театре все билеты проданы до конца года
Новый спектакль Музыкального театра — фолк-рок-мюзикл «Тристан и Изольда» — вызвал небывалый ажиотаж: публика раскупила билеты задолго до премьеры, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
— В этом международном проекте задействованы творческие силы трех стран: Беларуси, России и Франции, — сказал на пресс-конференции художественный руководитель Белорусского государственного академического музыкального театра Адам Мурзич. — История трагической любви Тристана и Изольды, которая восходит к старинной кельтской легенде, насчитывает немало вариантов и вариаций в литературе, живописи, музыке, кино. Современный французский композитор Алан Симон в качестве сюжетной основы выбрал роман Жозефа Бедье. В нашем театре фолк-рок-мюзикл Алана Симона поставил заслуженный деятель искусств Российской Федерации Николай Андросов, о котором я могу говорить только в превосходной степени.
Белорусскому зрителю Николай Андросов хорошо знаком как режиссер-постановщик мюзиклов «Голубая камея» и «Джейн Эйр». Взявшись за «Тристана и Изольду», Николай Андросов, по его словам, ставил целью не самовыражение, а работу на зрителя, чтобы тот получил от спектакля заряд энергии, эмоциональный выплеск и правду философии бытия.
Впервые фолк-рок-мюзикл Алана Симона «Тристан и Изольда» был поставлен несколько лет назад в Нанте (Франция), а в 2015 году — в Новосибирском театре музыкальной комедии. Минск — третий город в этой цепочке.
…Рыцарь Тристан везет невесту своему дяде — корнуэльскому королю Марку. Невеста — прекрасная Изольда, ирландская принцесса. В пути Тристан и Изольда случайно выпивают волшебный напиток, приготовленный ирландской королевой. Напиток должен связать любовными узами Изольду и Марка, а получилось, что связал Изольду и Тристана. Они обречены вкусить той страсти, изначально им не предначертанной и поэтому приносящей немало испытаний.
Николай Андросов, режиссер и хореограф постановки «Тристан и Изольда» в Новосибирске, перенес на минскую сцену все ее мизансцены. Однако в этот мюзикл включена песня ирландской королевы, которой нет в новосибирском спектакле. Песня написана Аланом Симоном специально для Минска. Оригинальную сценографию создал главный художник Белорусского государственного академического музыкального театра Андрей Меренков. Одела персонажей в средневековые платья и костюмы Ирина Лабуш.
Постановка поставила сложную задачу перед дирижером-постановщиком Николаем Макаревичем. Дело в том, что ему приходится руководить сразу двумя коллективами: симфоническим оркестром, который находится в оркестровой яме, и рок-группой, которая «утоплена» в глубине сцены. Такого в Музыкальном театре еще не было.
— В процессе репетиций я понял: рок-группа — одно из действующих лиц, это очень важное звено спектакля, связывающее Средневековье с нашим временем, — говорит Николай Макаревич. — Вторая сложность — адаптация партитуры. Нам существенно помог с аранжировками прекрасный белорусский музыкант Лев Карпенко. Третья сложность — музыкальные инструменты. Некоторых инструментов, которые звучат в оригинале, в Минске просто нет. В итоге роль кельтской арфы сыграла арфа классическая. Вместо кельтских играют белорусские дуда и волынка. Думаю, что подавляющее большинство зрителей не заметит такой подмены. Для нас, исполнителей, «Тристан и Изольда» — спектакль технически очень сложный. Ну а для зрителей это будет необычно и экзотично.
Первые показы фолк-рок-мюзикла Алана Симона «Тристан и Изольда» состоятся 2, 3 и 8 декабря. Последний показ в этом году пройдет 28 декабря. Несмотря на то что спектакль еще никто не видел, билеты проданы, и это уже феномен. Сам факт говорит о том, как соскучился зритель по романтическим историям, которые уводят от серости буден в яркий мир любовных переживаний. В таких историях белое — это белое, а черное — черное. Сопереживая героям, можно вспоминать все, что было хорошего и плохого в собственной жизни…
В мировой культуре тема любовников хорошо развита. Следует заметить, вплоть до ХХ века слово «любовники» означало всего лишь влюбленных, и никакого другого смысла не имело. Любовниками называли также любящую чету. Каноны любви были заложены еще в Древней Греции, и первыми великими романтическими парами стали Парис и Елена, Одиссей и Пенелопа, Самсон и Далила, Орфей и Эвридика. Эти персонажи-мифы пережили тысячелетия. Их love stori впоследствии дополнили истории других любовников, причем многие из них пришли в литературу, музыкальное и изобразительное искусство из реальной жизни: Петр и Феврония, Антоний и Клеопатра, Данте и Беатриче, Петрарка и Лаура, кавалер де Грие и Манон Леско, Ретт Батлер и Скарлетт, Д‘Артаньян и Констанция, леди Гамильтон и Нельсон, «поющие в терновнике» Ральф и Мэгги… Эпоха кино дополнила этот список: Майра и Рой («Мост Ватерлоо»), Вивьен и Эдвард («Красотка»), Роза и Джек («Титаник»), Надя Шевелева и Женя Лукашин («Ирония судьбы»), Женевьев и Ги («Шербурские зонтики»), Белла и Эдвард («Сумерки»)… Из белорусских киногероев первыми вспоминаются Джулия и Иван из повести Василя Быкова «Альпийская баллада», перенесенные на экран белорусским кинорежиссером Борисом Степановым и сыгранные Любовью Румянцевой и Станиславом Любшиным.
Как правило, «путешествие в любовь» имеет трагический финал. Рифма к слову «любовь» — «кровь». Настоящая любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине — единственное из всех чувств, которое каждый день и каждый час подвергается всевозможным испытаниям. В конце концов в лучшем случае оно трансформируется в такие чувства, как верность, преданность… Или — в грусть и печаль… В худшем — в ненависть. Но никогда — в равнодушие.
Однако вернемся к Тристану и Изольде —к любви в ее истинном выражении. Где можно в Минске увидеть самые потрясающие истории любовных пар?
Роман и Ирина
Возлюбленной выкалывают глаза, возлюбленному отрубают руки, но их любовь — крепче крепкого… Таков финал исторической оперы Дмитрия Смольского «Седая легенда» в Большом театре Беларуси. Либретто по одноименной повести в свое время было написано автором — культовым писателем Владимиром Короткевичем. В уходящем году создатели оперы удостоены Государственных премий Республики Беларусь.
Ромео и Джульетта
Бессмертная шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта» под музыку Антонио Вивальди и Сергея Прокофьева успешно идет в драмтеатре Белорусской армии уже более десяти лет.
Джейн Эйр и Рочестер
Сирота Джейн (образ, рожденный фантазией английской писательницы Шарлотты Бронте) оказалась настолько неординарной натурой, что пленила не только богатого сэра Эдварда Рочестера, но и нашего зрителя. Мюзикл Кима Брейтбурга «Джейн Эйр» в Музыкальном театре собирает аншлаги. Ближайший показ — 10 декабря.
Катарина и Петручио
Спектакль-долгожитель в театре им. М. Горького «Укрощение строптивой» по пьесе Шекспира — бурлящий, зажигательный. Он не собирается сходить со сцены.
Кристина и Захаров
Мужчина бежит от любви, а женщина ищет любви. Узнаваемо? Если еще не видели спектакль «Адель» в Республиканском театре белорусской драматургии, если вы вообще очень редко ходите в театр, — измените себе, сходите. Спектакль прожил 17 лет, и 22 декабря состоится его последний показ. Все лирично, романтично, эротично, узнаваемо. Сказка для взрослых — почти как рязановская «Ирония судьбы». К слову, Адель — кличка лошади…
Гелена и Виктор
Их любви мешает очень многое. Она — полька. Он — русский. Она — певица. Он — винодел. Любовь сумасшедшая. Но приходится смириться перед реалиями жизни. Спектакль «Варшавская мелодия» — одна из самых трогательных любовных историй мировой драматургии. Поставлена в Молодежном театре ровно пять лет назад. И до сих пор не сошла со сцены.
Тристан и Изольда
В фолк-рок-мюзикле «Тристан и Изольда» в Музыкальном театре зритель видит не только прекрасных и несчастных любовников, но и их души. Это очень необычный ход создателей спектакля: бессмертные души на небесах парят в танце любви — на сцене появляется другая пара исполнителей, профессиональные танцовщики.
…Театральная любовь в эти промозглые зимние дни, когда, казалось бы, замерзает все, в том числе и чувства, становится бальзамом на израненные городской суетой души. Она будит лучшие эмоции, дает опору и позволяет жить дальше — работать, творить, создавать вечное и преходящее…