На строительстве 3-й линии метро завершена проходка первого тоннеля механизированным комплексом

Демонтаж механизированного тоннелепроходческого комплекса начался на будущей станции минского метро «Юбилейная площадь» 15 июня, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

— Это знаменательное событие для нашего предприятия, — заявил генеральный директор УП «Минскметрострой» Леонид Стухальский. — По сути, сегодня завершена проходка первого тоннеля французским щитом. В общей сложности он преодолел 1 608 метров. Самым сложным на его пути был участок от вокзала до ул. Клары Цеткин, на котором мы должны были пройти под рядом инженерных сооружений. В среднем в месяц выработка «Алеси» составляла около 200 метров. В первом тоннеле щит трижды останавливали на замену режущего инструмента, находящегося на его роторе. Несколько раз проводили и технический ремонт, предусмотренный регламентом ведения проходческих работ. Сейчас начинается также важный этап — демонтаж, транспортировка и сборка механизированного комплекса на станции метро «Вокзальная», откуда он параллельным курсом отправится вновь к станции «Юбилейная площадь». Участие в этом процессе будут принимать только сотрудники нашего предприятия, одновременно будут задействованы около 50 человек. Старт «Алеси» по второму тоннелю запланирован в начале сентября. В соответствии с графиком на демонтаж и сборку отведено 102 дня.

Для выхода щита на станции «Юбилейная площадь» была подготовлена монолитная площадка, где уложено 350 кубометров бетона. Аналогичное ложе для его сборки уже сооружено на «Вокзальной». Демонтаж «Алеси» производится в несколько этапов с помощью тяжелых кранов. На начальном этапе будет эксплуатироваться кран грузоподъемностью 350 тонн, а позже и кран грузоподъемностью 500 тонн. Причем они будут использоваться в паре, то есть одновременно. Напомним, общий вес тоннелепроходческого комплекса более 550 тонн, длина 96 метров, диаметр 6 метров.

— Станция «Юбилейная площадь» самая глубокая по залеганию в истории строительства столичной подземки, — отметил Л. Стухальский. — Глубина колеблется в пределах 27–32 метров. В этой местности также очень сложные геологические условия для буровых работ, достигающие 5, 6 и 7-й категорий. Для сравнения: 10-я категория — это уже скальные породы и валуны, а в среднем по Беларуси грунты 2–3-й категории. Но у нас уже наработан хороший опыт на первом тоннеле, знаем его препятствия, геологические условия, поэтому на параллельной проходке проблем будет меньше, а значит, и скорость движения «Алеси» выше. На «Юбилейной» уже вывезена половина грунта (от 130 тыс. кубометров). Продолжается также проходка двух пешеходных тоннелей в направлении станции второй линии метрополитена «Фрунзенская». Сейчас главные трудности на «Юбилейной» — укрепление ее котлована, для чего в его стенах бетонируются стальные анкера длиной более 20 метров. В ближайшее время нам также предстоит впервые освоить такой вид трудоемких работ, как гидроизоляция. После того как будет полностью забетонировано основание этой станции, в соответствии с графиками мы должны в течение двух лет завершить все конструкционные работы.

По словам Л. Стухальского, метростроители должны не только уложиться в запланированные сроки сооружения третьей линии, но и максимально удешевить строительные работы. Для этого на предприятии предпринимаются определенные усилия. Так, был запущен новый завод железобетонных изделий по производству обделки для тоннелей. К моменту старта механизированного комплекса на «Вокзальной» на нем уже изготовят около 600 метров бетонных колец (тюбингов). В ближайших планах выпуск такой сложной конструкции, как блок строения верхних путей. Он предназначен для уменьшения вибрации и шума при движении электропоездов в тоннелях. Кстати, первые 130 метров этих конструкций были приобретены в Польше за валюту. В перспективе также намечено наладить на одном из белорусских предприятий производство режущего инструмента для ротора «Алеси». Пока он очень дорого обходится «Минскметрострою». Первые наборы режущих инструментов предприятие покупало в Италии, последующие, более дешевые, но вполне качественные — в Турции. Каждый из них обходится в сумму около 150 тыс. евро. На проходку первого тоннеля «Алесе» понадобилось три комплекта резцов, шарошек и ковшов.

Фото Сергея Лукашова

Самое читаемое