Сценарий фильма «В зоне особого внимания» переделывался неоднократно в течение двух лет. И только 9 ноября 1976 года его одобрили для постановки. Кто снимался в ленте и о чем она — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино
1977 год. Во время учений со стороны группы под условным названием «Южные» в тыл «Северных» забрасывают три разведывательные группы. Две из них быстро обезвреживают. Но у третьей, которой руководит лейтенант Тарасов, особое задание: найти и уничтожить замаскированный командный пункт.
Собственными глазами
Пятого января 1973-го с борта военного самолета впервые в истории десантировали бронемашину. Операцией учений руководил командующий Воздушно-десантными войсками (ВДВ) Василий Маргеров. Он указал на карту и произнес: «Этот квадрат в зоне особого внимания». Там же находился военный корреспондент газеты «Известия» Евгений Месяцев. Он попросил генерала о личном присутствии на учениях. Получил одобрение. Все увидел своими глазами. На основе впечатлений принял решение писать не очерк, как планировалось, а сценарий полнометражной ленты. Маргелов согласился с идеей и направил письмо гендиректору «Мосфильма» Николаю Сизову о необходимости популяризации армии в кино.

Спустя время Евгений принес первый вариант сценарной работы. Причем на студию его не пустили. Оставил литературную основу на вахте. Спустя четыре дня ему перезвонил Григорий Чухрай, возглавлявший Экспериментальное творческое объединение. Написанное Месяцевым не соответствовало запросам кинематографистов. Сценарий переделывался неоднократно в течение двух лет. И только 9 ноября 1976 года его одобрили для постановки.
В качестве режиссера предложили Андрея Малюкова, который к тому моменту снял всего одну короткометражную картину. Однако он был ассистентом Юрия Озерова на съемках эпопеи «Освобождение». Началась большая работа. Если ранее ленты об армии ограничивались форматом «Солдат Иван Бровкин», то теперь предстояло создать военный приключенческий фильм с обилием современной техники, десантированием.
Удачный выбор
На роль гвардии лейтенанта Тарасова успешно прошел пробы Александр Курепов. Но в последний момент постановщик заменил его на Бориса Галкина. И это к счастью. Спустя год после премьеры картины Курепов в период гастролей Театра на Малой Бронной во Франции остался в Париже. Фильм после этого наверняка положили бы на полку. Галкин же прекрасно справился. Перед съемками месяц жил в казарме военной части ВДВ, проникся пониманием десантного братства.

По рассказам режиссера, когда Михай Волонтир пришел на студию пробоваться на роль прапорщика Волентира, тот был похож на мужчину из категории официантов или парикмахеров: клетчатые штаны, что в 1977-м выглядело странно, тонкие усы на итальянский манер. Тем не менее, когда артист надел военную форму, Малюков понял, что это точное попадание в типаж. К тому же душевность и человеческая открытость актера оказали влияние на образ. Немаловажно и то, что Волонтира, говорившего с молдавским акцентом, озвучил Николай Губенко.
В выборе артистов принял участие и генерал Маргелов. Он попросил, чтобы начальника контрразведки «Северных» Морошкина сыграл Анатолий Кузнецов, известный по ленте «Белое солнце пустыни» (1969).
Запрещенные единоборства
Большую часть фильма сняли в Литовской ССР: в учебном центре ВДВ в Гайжюнае и его окрестностях, Казлу-Руде и Каунасе. Группа смогла попасть в секретную военную часть благодаря Василию Маргелову, которого десантники называли батей, а аббревиатуру «ВДВ» из уважения и любви к командующему расшифровывали как «Войска Дяди Васи».
Постановщик хотел, чтобы десантники использовали в драках не самбо, а карате. Но этот вид единоборств в Союзе тогда был под запретом. Лишь в конце 1978-го вышло распоряжение ЦК КПСС «О создании Комиссии по развитию каратэ-до при Госкомспорте СССР». Однако для фильма об армии Союза сделали послабление. Для подготовки задействованных в съемках десантников наняли гуру и идеологов советской школы этого вида спорта Алексея Штурмина и Тадеуша Касьянова. Во время занятий весь личный состав собирался вокруг учебной площадки, вникал в сказанное и продемонстрированное мастерами.
Тем не менее, когда принимали ленту, в Минобороны СССР возник вопрос о технике драк, применяемой в кадре. Маргелов, спасая картину от запрета, слукавил, сказав, что все это незапрещенный рукопашный бой.
Позже Тадеуш Касьянов получил широкую известность после выхода «Пиратов XX века», где тоже был постановщиком трюковых боев и сыграл боцмана Матвеевича.

И все же на одну просьбу Маргелов ответил режиссеру отказом. По логике разведчики не могут укрываться в лесу в ярко-синих беретах, за что позже ругали фильм. Но Василий Филиппович категорически запретил избавляться в кадре от беретов или прятать их в карман, как на самом деле делают разведгруппы.
В процессе съемок массового десантирования бойцов с самолета оператор воздушных кадров прикрепил на шлем камеру и прыгнул с парашютом с самолета вслед за группой, фиксируя высадку на пленку. Техника тогда была тяжелой. В процессе его падения отяжеленная оборудованием каска по инерции дернулась так, что кинематографист повредил шейные позвонки. Тем не менее кадры получились впечатляющими. Десантники друг за другом летят в бездну, потом один за одним раскрываются купола. Все медленно парашютируют в воздухе.
Премьера ленты состоялась в кинотеатрах 23 февраля 1978-го. За первые полгода показа ее посмотрели 49 млн зрителей. На ближайшие несколько лет конкурс в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище увеличился в несколько раз.
В 1981-м вышло продолжение истории под названием «Ответный ход» с теми же центральными персонажами.
Еще материалы рубрики:
Жители платили Золотухину, чтобы увидеть Высоцкого. Как снимали фильм «Хозяин тайги»
Почему прекрасный британо-американский триллер «Конклав» в финале вызывает чувство стыда за авторов
Подмосковная фабрика стала замком английского лорда. Как снимался фильм «Чисто английское убийство»
В основу сюжета фильма «Два билета на дневной сеанс» легло громкое уголовное дело. Почему детектив завоевал народную любовь