Есть ли прямая зависимость между уровнем знаний учеников и оборудованным по последнему слову сантехнической мысли школьным клозетом?
Из года в год в канун очередного учебного года СМИ и интернет-пространство пестрят заметками, репликами и размышлениями на тему поборов в школе. Высказывают свое мнение и чиновники, и учителя, и родители. Тема острая, тема больная. Иначе и быть не может, когда речь заходит о личных финансах и тратах. Особенно если эти расходы вроде бы и не относятся к разряду обязательных.
И то сказать, сегодня снаряжение школяра накануне 1 сентября у многих пробивает серьезную брешь в семейном бюджете. Вскоре после Дня знаний речь, как правило, заходит о текущих расходах: от «на туалетную бумагу и моющие средства» до «на участие в различных предполагаемых платных мероприятиях». Тут мало кто возражает. Все хотят, чтобы чадо училось в комфортных, адекватных современности условиях, а не бегало по нужде с газеткой. То есть все в порядке, когда родители уверены в том, что внесенные суммы пойдут в том числе и на своего. А негативные эмоции и высказывания порождают, как можно судить по репликам на форумах, предложения с расплывчатой формулировкой «скинуться на помощь школе». Причем усиливает эмоциональное напряжение невнятность в ответах на вопрос, в чем же конкретно нужда. Ни понять, ни проверить.
Еще хуже дела обстоят на итоговых собраниях, когда поднимают вопрос о летнем ремонте класса и школы.
В одной крутой, что называется, гимназии родителям выпускников предложили сброситься ни много ни мало на новый асфальт для центральной площадки. Хорошо знаю, о какой именно идет речь, она по размеру с половину футбольного поля. Сумма, которую не озвучили, а только вообразили себе небедные мамы и папы выпускников, вынудила даже их заявить свое решительное НЕТ. При том что все прежние предложения о финансировании благоустройства любимой гимназии они безропотно поддерживали.
Продолжать можно до бесконечности. Воз, несмотря на большие усилия чиновников и контролирующих органов, очень неохотно катится вспять. Почему? Для меня ответ очевиден: суть проблемы — в развращенности нашего ума. Мы все — и учителя, и родители, и ученики, включая самых младших, — твердо убеждены: за деньги можно решить любые проблемы. Заплатим за ремонт, дадим на телевизор, прочие прибамбасы — и все у моего сына, дочери будет в порядке.
Опять же боязно воспротивиться, даже если с финансами в семье не ахти.
Так и катимся по этому порочному кругу, забывая, что знания, как и здоровье, за деньги не купишь. И не даем себе труда уразуметь, что наличие новенького унитаза в санузле школы никоим образом не может улучшить образовательный процесс и повысить IQ учеников. Разве не так?