На возведении третьей линии минской подземки задействованы более тысячи человек

Первая очередь третьей линии столичного метрополитена сооружается не без сложностей, но в плановом порядке.

Корреспондент агентства «Минск-Новости» спустился в котлован будущей станции «Вокзальная» и увидел, как работает тоннелепроходческий комплекс.

IMG_4289 copy

IMG_4290 copy

IMG_4306 copy

IMG_4310 copy

Журналист был допущен на обход-объезд строительных объектов третьей линии подземки, в том числе и к непосредственной работе современного проходческого механизированного комплекса из Франции, торжественная презентация которого состоялась 16 февраля. Этот комплекс представляет особый интерес, подобное оборудование никогда еще не использовалось при строительстве столичной подземки. Тоннелепроходческий комплекс, по сути, означает новый этап в технологическом перевооружении предприятия. Еще на презентации «француза» и.о. главного инженера и начальник ПТО УП «Минскметрострой» Сергей Гречкин отметил, что его стартовая скорость в первый месяц функционирования не превышает 50 м, что обусловлено более трудоемкой врезкой в тоннель, нежели чистая проходка.

 IMG_4295 Сергей Гречкин copy

На стене кабинета Сергея Гречкина висит большая карта-проект строительства первой очереди третьей линии подземки. В ней 34 пункта, расписаны основные этапы работы. Есть здесь и пункты переноса инженерных сетей, и сноса административных, жилых зданий и даже охранные мероприятия. С. Гречкин поделился информацией о первых неделях эксплуатации механизированного комплекса, с чем уже возникли «заминки», переросшие в элементарные слухи.

По технологии прохождения тоннеля между грунтом и железобетонными кольцами закачивается специальный цементопесчаный раствор, который должен затвердевать за определенное время, – рассказывает С. Гречкин. – С ним и возникли сложности. В документах все было четко предусмотрено, в лаборатории отработано, однако на деле совместить в нужной консистенции песок, добавки и выдержать иные параметры сразу не удалось. Вопрос решался в экстренном порядке и в сжатые сроки. Трудности появились и при прохождении первых семи метров тоннеля, которые должны быть сделаны на твердой основе, чтобы щит был устойчив и пошел дальше без перекосов и провалов. Но массив получился излишне прочным, что замедлило скорость проходки до сантиметров в сутки. К 15 марта она составила 18 м, уложено пять основных и семь временных колец. Но главные проблемы уже позади, щит вышел на ритмичную работу. Отмечу также, что эксплуатация этого сложнейшего и дорогостоящего оборудования не терпит аврала. Иначе не избежать его ремонтов и, соответственно, срыва сроков строительства метро.

IMG_4285 Рабочая бытовка copy

IMG_4300 На строящейся станции Жуковского copy

IMG_4304 copy

IMG_4309 copy

Сергей Гречкин вынужден прервать беседу, на улице нас уже поджидает автобус ПАЗ. Пассажирами становятся глава «Минскметростроя» Леонид Стухальский, его заместители и специалисты аппарата управления. В их числе и председатель объединенного профкома. Забегая вперед, скажу, что социально-бытовым условиям тружеников этого предприятия уделяется повышенное внимание, в чем убедился воочию. На строящейся станции «Вокзальная» оборудована большая двухэтажная бытовка. Каких только помещений в ней нет! Тут и прачечная, и сушилка, и душевая, «чистая» и «грязная» одежда, и даже отдельный женский гардероб. Как далее выяснилось, обходы объектов «Минскметростроя» проводятся каждый вторник. Проверяются выполнение поставленных задач, сроки и объемы строительно-монтажных работ. На месте также анализируются, а при возможности и разрешаются возникшие проблемы. Днем позже, каждую среду, проводится штаб, где подводятся итоги прошедшей семидневки, намечаются и корректируются ближайшие задания. Также практикуется и утверждается реализация месячных планов. Объемы работ большие, на возведении третьей линии метро задействованы свыше тысячи сотрудников предприятия. На некоторых участках уже перешли к трехсменному режиму работы. Сроки строительства поджимают. К сожалению, присутствуют и факторы, которые притормаживают ход стройки. Среди них и жалобы жильцов близлежащих домов – в первую очередь, на шумы эксплуатируемой техники. И с ними нужно считаться, переорганизовывать работу на дневное время. Но столь масштабное строительство не может в него уложиться. Поэтому руководство «Минскметростроя» извиняется за временные неудобства и просит немного потерпеть. Ведь укладку того же бетона в основание котлована станции невозможно отложить до утра, потому что он схватится и попросту будет потерян.

IMG_4283 copy

IMG_4297 copy

IMG_4302 copy

IMG_4311 copy

Обход строящейся станции «Жуковская» прошел в привычном формате.

IMG_4319 Леонид Стухальский copy

Леонид Стухальский смотрел, расспрашивал, уточнял, давал указания. Картина повторилась и на станции «Вокзальная», которая сегодня, пожалуй, эпицентр всей стройки. Все-таки здесь задействованы три проходческих щита, два из них уже функционируют, в том и французская «чудо-техника». Характеристики и возможности механизированного исполина компании GSM Bessac неоспоримы в сравнении с уже использующимися щитами. Его длина 92 м, масса около 550 т, диаметр 6 м. Нормативная производительность – 250 м в месяц, что 4–5 раз превышает выработку немеханизированных щитов. Достоинства этого комплекса не только в высокой эффективности и качестве работы, но и в безопасности обслуживающего персонала. Машина исключает контакт людей с забоем, что в минувшие десятилетия иногда приводило к тяжелым последствиям.

IMG_4288 На вагонетках грунт доставляется на поверхность. copy

IMG_4338 copy

IMG_4379 На приемке грунта copy

IMG_4389 copy

IMG_4331 Владмир Тузов copy

Французский комплекс обслуживают 30 человек в две смены, до 23.00, – отмечает заместитель начальника участка № 6 первого тоннельного отряда УП «Минскметрострой» Владимир Тузов. – Уже найдено оптимальное соотношение необходимого для подачи за кольца цементопесчаного раствора, поэтому щит будет задействован и в ночную смену. При сооружении тоннелей в неустойчивых и водонасыщенных грунтах требовалось применение сложных технологий – замораживание грунта, водопонижение, что значительно снижало скорость проходки и увеличивало стоимость строительства. Между тем требования ужесточились, происходившие просадки грунта стали недопустимы, ведь рядом могут пролегать разнообразные инженерные сети, обеспечивающие жизнедеятельность большого города. Современный щит с так называемым грунтопригрузом позволяет избежать подобных проблем. Разрабатываемая порода подается в герметичную камеру грунтопригруза. Из нее земля подается на шнековый конвейер, как в мясорубке, только тогда, когда давление в камере сравнивается с давлением в забое. За этим следят специальные датчики. Таким образом обеспечивается постоянное поддержание давления на стенки забоя – как при движении щита вперед, так и при отводе щитовых домкратов для монтажа очередного кольца обделки.

IMG_4391 Немеханизированный щит на Вокзальной copy

Как выяснилось, на этой станции задействованы еще два щита, и оба немеханизированные. Один, и он уже функционирует, должен пройти 175 м, второй – 242 м, он готовится к врезке в тоннель. Оба направятся в сторону пл. Ленина. Затем Владимир Тузов провел меня, возможно первого белорусского журналиста, в святая святых метростроителей, то есть внутрь французского проходческого комплекса. Эксплуатацию его стоит увидеть собственными глазами.

IMG_4334 Такими кольцами укрепляется тоннель метро copy

IMG_4348 copy

IMG_4351 copy

IMG_4355 copy

IMG_4360 copy

IMG_4364 copy

IMG_4369 Тюбинги готовят к сборке copy

Внутри работающего щита, особенно у его головной части, стоит изрядный шум. Сейчас проходит разработка и подача грунта. На шнеке – резцы, коронки. Под давлением в его специальные отверстия подается жидкость, которая разжижает грунт. А затем срезанная и накопившаяся порода поступает в вагонетки. Дизелевоз доставляет ее на дальнейшую отгрузку. Одновременно на технологических тележках осуществляется подача и подготовка тюбингов для монтажа очередного кольца. Оно состоит из шести основных и одного соединяющего (замка) элементов. Собирается кольцо шириной 140 см при помощи блокоукладчика. А затем оно отводится домкратами к стенкам тоннеля. По трубам в пустоты между ними и кольцом закачивается цементопесчаный раствор. Он должен быть пластичным и равномерно застывать. Щит обслуживают пять звеньев рабочих: два – подают тюбинги, третье – занято на первичном нагнетании раствора, четвертое – принимает грунт, пятое – оператор. Весь проходческий комплекс накрыт пленкой. Это необходимо для поддержания необходимой внутри температуры. Не ниже 5 градусов, чтобы гидравлика и другие механизмы работали исправно, без сбоев. Поддерживается температура калориферами. Весь процесс работы комплекса отслеживает и при надобности корректирует один оператор. А подвел черту под этой увлекательной и очень занимательной экскурсией для читателей нашего агентства перед отъездом на другие объекты начальник УП «Минскметрострой» Леонид Стухальский.

IMG_4321 Леонид Стухальский copy

Строительно-монтажные работы на станции «Вокзальная» проходят в соответствии с утвержденным графиком, – подчеркивает Л. Стухальский. – Одновременно продолжается обучение специалистами фирмы GSM Bessac нашего персонала по эксплуатации нового оборудования. Стажировку и теорию они прошли еще несколько месяцев назад во Франции. Первоначально возникли затруднения с поставкой некоторых компонентов и, соответственно, приготовлением специального раствора. Но они уже устранены. В запланированных режимах осуществляется работа и на двух немеханизированных комплексах. Одной из нескольких задач, очень ответственной и сложной, на этом объекте в предстоящий месяц станет проходка механизированного комплекса под двумя действующими мостами. Мы должны ювелирно, без остановок провести тоннель, не влияя на их функционирование.

Фото автора

 

Самое читаемое