НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ. Мрачноватый спектакль, урок этикета, «чистый» подъезд и удивительные курсы

Порой незначительные с виду подробности составляют фон городской жизни, насыщают ее красками, звуками, запахами. Журналисты и фотокорреспонденты агентства «Минск-Новости» любят ходить на все четыре стороны. Многое можно увидеть и услышать… Своими наблюдениями они делятся с читателями.

Грани одиночества

Спектакль «Дора, или Сексуальные неврозы наших родителей»

Постановка чем-то напоминает разговор с психиатром в темной комнате. Вначале кажется, что актеры и не играют вовсе, а выражаются так, словно говорили бы на собрании в школе или в библиотеке, выступая с докладом. Тихо и монотонно. Хочется встать и уйти, но со временем понимаешь — так надо. Они просто прячутся от реальности, откровенных разговоров, самих себя. Герои — не люди, скорее их копии. И каждая из них одинока. И что бы ни обсуждали, даже самое сокровенное, кажется, будто они безразличны друг к другу.

Режиссер постановки Виталий Дудин взял за основу пьесу немецкого драматурга Лукаса Берфуса и перенес ее в наши реалии. Получилось мрачновато, но со вкусом — хотя бы из-за декораций. Они в спектакле главные. Напоминают гигантские нейронные сети прямо посреди сцены. Музыка и свет — полноценные герои действия: то нарастают, то исчезают, погружая зрителей в тишину и во мрак.

В центре сюжета — девочка Дора. Она милая, но наивная. Это ребенок с особенностями развития, которому никто не объяснил, как жить и как жесток бывает мир, тот, что за пределами комнаты, куда упекли ее сердобольные мама, папа и врач.

Они волнуются даже, но им, как говорил Станиславский, не веришь. Когда с Дорой случается несчастье, они бегают и размахивают руками, не сделав ничего, чтобы ее утешить. Да и девочка ведет себя так, словно и ей все безразлично.

Чтобы понять пьесу, нужно смотреть ее до конца, но справятся только самые стойкие. Если верить фабуле, это рассказ о сексуальности, ощущение которой приходит к подросткам внезапно и неосознанно. Но не только. Речь об одиночестве и о том, как важно слышать друг друга и не стыдиться чувств. После спектакля остается горькое послевкусие: хочется выбежать на улицу и, заглядывая прохожим в лица, искать в них что-то живое и радостное.

Подготовила Мария Войтик, фото автора

Любовь зла

Салон автобуса маршрута № 100

Битком набитая сотка в час пик. Все уставшие, спешат поскорей добраться домой. На остановке «Площадь Калинина» в автобус зашла парочка средних лет. Судя по их неопрятному внешнему виду и подуставшим от алкоголя лицам, они явно принадлежали к касте маргиналов. Когда двери закрылись, по салону мгновенно стал распространяться зловонный запах. В радиусе метра от них тут же образовалось свободное пространство — видимо, все остальные пассажиры разом перестали дышать.

Сперва люди демонстративно отворачивались, потом стали злобно шушукаться. Парочка тем временем ни на кого внимания не обращала, молча стояли друг напротив друга. Один тучный мужчина не выдержал:

— Мало того что зайцами едете, так еще и весь салон засмердели!

Те не подали виду. Когда автобус стал поворачивать на ул. Волгоградскую, мужчина слегка приобнял спутницу, чтобы та не потеряла равновесие, а при выходе… подал руку. Все просто обомлели от такого, ведь, увы, не каждый образованный и преуспевающий человек помнит в наше время простые правила этикета.

Парочка пошла в сторону проспекта. Одной рукой мужчина придерживал даму сердца под локоть, а другой тянул за собой красивый алый чемодан. Что было в нем и как он к ним попал, оставалось лишь догадываться.

Подготовила Виктория Даревская

Театр абсурда в подъезде

Подъезд дома № 29 на проспекте Пушкина

Неделю назад рядом с кнопкой лифта в нескольких подъездах появилось «благодарственное письмо»: спасибо, мол, за чистоту. Наш дом не единственный, где службы ЖКХ разместили такие листовки в воспитательных целях. Но у нас особый случай. Неудивительно, что реакция соседей оказалась прямо противоположной: одни расхохотались, другие восприняли появление этих флаеров как издевательство. Чужим людям — гостям, врачам, курьерам — эта ситуация напоминает что-то вроде театра абсурда: посмотрев на листовку и оглянувшись вокруг, по-другому оценить эти декорации невозможно.

В прошлом году в нашем доме впервые за 46 лет провели капремонт. Естественно, подъезды никто не ремонтировал, они стали еще страшнее, если не считать новых стеклопакетов на лестничных площадках. А в целом ремонта в подъездах не было более 40 лет. Судя по всему, очень давно подкрасили по верху стены, тем и ограничились. Старая-старая плитка ПВХ на полу местами отслоилась, местами поломалась, за несколько десятилетий она впитала в себя столько грязи, что уже не отмывается…

Сегодня сухую и влажную уборку даже теоретически проводят не так часто, как хотелось (графика в нашем подъезде нет). Но даже если их делают, у нас этого не видно: плитка ПВХ по-прежнему остается в грязи и пятнах.

После капремонта планируется ремонт подъезда за счет жителей. Обязательная программа — стены и потолок. А чтобы обновить пол, как оказалось, нужно вложить большие деньги: то ли плитку укладывать, то ли наливное покрытие. При этом едва ли не половина жильцов дома — пенсионеры и инвалиды, большинство которых не горят желанием нести такие расходы.

А пока остается лишь благодарить всех за чистоту, которой нет.

Подготовила Магда Крепак

Печки, лавочки

Курсы в «ГАЗ-ИНСТИТУТЕ»

Учиться нужно. Тем более если вынуждают обстоятельства. В моем случае ими (обстоятельствами) стало желание сэкономить. Как жителю сельской местности мне необходимо ежегодно приглашать специалистов для проверки вентканалов и дымохода. Данная услуга обходится не скажу, что дорого, но в совокупности с осмотром газового оборудования сумма набегает приличная. Узнав, что желающим сэкономить можно пройти платные курсы «Обучение граждан выполнению работ по проверке состояния и прочистке дымовых и вентиляционных каналов», направилась в «ГАЗ-ИНСТИТУТ». Предполагалось, что после трех часов учебы человек сможет самостоятельно не только проверить тягу воздуха в шахте, но и прочистить трубу.

Итак, я на курсах. В классе человек 40. Возраст слушателей от 30 до 75 лет. Первые полчаса ушли на заполнение заявлений и договоров. В течение следующего получаса смотрели газпромовский видеоролик о российских месторождениях и способах добычи голубого топлива, его транспортировке. Голос за кадром неоднократно повторял, что в экстренных случаях следует звонить по номеру 04 (преподаватель тотчас поправляла — 104).

Следующие 40 минут мы слушали о том, как правильно подключать и пользоваться газовой плитой (!), еще полчаса нас учили заполнять журнал учета проверок. Затем шестистраничный текст о правилах эксплуатации вентканалов и дымоходов преподаватель прочла по принципу «это вам надо, это не надо, а это пропустим». Вот только я так и не поняла, о чем шла речь. Впрочем, не постигли сути услышанного и остальные. На что лектор заявила: «Если что-то непонятно, найдете в Интернете».

В оставшееся время нас просвещали, как должны быть устроены дымоходы и вентиляция в частных домах. И когда в конце лекции слушательница лет 70 робко спросила, как же все-таки проверить уже имеющиеся дымоход и вентканал, в ответ услышала: нанять двух мужчин, чтобы один на крыше в трубу фонариком светил, а другой в доме свет этот ловил. Или вызвать специалистов.

Что касается Интернета, то действительно нашла полезный совет: «Ухудшение или полное отсутствии тяги можно проверить по втягиванию пламени спички или свечи в дымоход. Стандартный лист А4 не падает, если прислонить его к вентиляционной решетке. Это хороший показатель». И это все, что требуется знать пользователю газового оборудования. Заметьте, информация бесплатная и получила ее за пару минут.

Подготовила Ирина Ржеусская

Самое читаемое