НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ. Промышленный туризм, сцена в больничном коридоре и увлекательная физика

Порой незначительные с виду подробности составляют фон городской жизни, насыщают ее красками, звуками, запахами. Журналисты и фотокорреспонденты агентства «Минск-Новости» любят ходить на все четыре стороны. Многое можно увидеть и услышать… Своими наблюдениями они делятся с читателями.

Старость не в радость

Отделение неврологии 5-й городской клинической больницы

В палате с мужем лежал дедушка лет 80. Жена его умерла, детей пара так и не нажила. Однажды он почувствовал себя плохо, но скорую вызвать не смог — глухонемой. Благо тогда к нему приехала племянница из райцентра, которая и обнаружила старика лежащим на полу, в очень плохом состоянии. Так парализованным он оказался в больнице.

Общался с медперсоналом пенсионер знаками: подвижной осталась одна рука. Дедушка, несмотря на болезнь, был добродушным, всем улыбался. Лежащие с ним в палате мужчины всячески старались помогать, ухаживали за ним.

Пенсионер быстро шел на поправку и через неделю мог сесть на кровати, старался самостоятельно есть. Стал проситься домой. В день предполагаемой выписки с самого утра без посторонней помощи надел штаны, кофту. Видимо, хотел доказать всем и прежде всего самому себе, что он еще может себя обслужить, рано его со счетов списывать.

Весь день он просидел в ожидании родственников, которые должны были за ним приехать. Но те так и не забрали дедушку домой. К вечеру у жизнерадостного старика глаза наполнились слезами: он понял, что никому не нужен.

На следующий день за ним приехала племянница. Проходя по больничному коридору, она весьма эмоционально с кем-то говорила по телефону: «И что мне теперь с ним делать? Неизвестно, сколько он еще проживет!» Сердце сжалось от этих слов. Видимо, родственница надеялась унаследовать его недвижимость — квартиру в центре столицы, а дедушка из последних сил сумел побороть недуг.

Увы, квартирный вопрос испортил многих: против алчности горе-родных нет противоядия. Но очень страшно, когда кто-то ждет твоей смерти.

Подготовила Виктория Даревская

Плюшевый рай

Фабрика мягких игрушек

У каждого в детстве была любимая игрушка — мишка, зайчик, котик. Будучи ребенком, мне очень хотелось узнать, как же они рождаются. Сегодня промышленный туризм позволяет попасть на многие предприятия. Вот и мы с дочкой открыли дверь в плюшевый мир. А еще нам повезло вдвойне: увидели, как делают талисман II Европейских игр — лисенка Лесика.

Путь любой игрушки начинается с рисунка на бумаге и выкройки. Дизайнеры фабрики сами разрабатывают эскизы будущих мягких героев. Отправляемся в раскройный цех: большие полотна ткани режут на тысячи лоскутков, из которых и будут шить изделие. На деталях ставят метки, чтобы потом швея совместила их правильно, иначе одна лапа Лесика может оказаться выше другой. Цвет настроения на фабрике, конечно, оранжевый. Детали огненного рыжего колера повсюду. Сейчас лис — главная игрушка предприятия.

Сшитое изделие с помощью нехитрого приспособления (похоже на обычную палку) выворачивают на лицевую сторону. Лесику приделывают нос, не хватает только объема. В большом баке полиэфирное волокно взбивают в пушистое облако и наполняют игрушку. Если делать это вручную, то волокно собьется в ком и плюшевый друг не будет таким мягким.

Заключительный этап — оформление. Тут львам и зайцам делают улыбку, завязывают бантики, подбирают одежду. И вот перед нами очаровательный плюшевый зверь, к которому руки тянутся сами. Как вы понимаете, уйти из царства игрушек без нового приятеля мы не смогли. Кстати, из всей сувенирной продукции, которую шьют на фабрике к II Европейским играм, наибольшей популярностью пользуется маленький Лесик.

Подготовила Наталья Заяц, фото автора

Увлекательная физика

Музей занимательных наук

Никогда не любила физику. Заучивала теорию, не без труда решала задачи. Однако недоумевала: зачем вообще нужен этот предмет, пригодится ли в жизни?

Поэтому, собираясь в «Квантум», была настроена скептически: «Что может удивить?» Но, как оказалось, напрасно. Каждый экспонат здесь разрешают потрогать руками, чтобы увидеть, как законы физики действуют на практике. Совсем не то что скучные школьные уроки!

Подхожу к огромной 20-килограммовой гире. Пытаюсь поднять: никаких шансов. А вот подцепив ее длинным металлическим бруском, делаю это без труда. Закон рычага в действии! Теперь понятно, как древние строители перемещали огромные грузы.

Заглядываю в наклонную комнату. Кажется, обычное помещение: черно-белый кафель на полу, ярко-желтые стены. Подхожу к нарисованному окну и понимаю, что первое впечатление было неверным. Чувствую, как пол уходит из-под ног, я начинаю скатываться к более низкой части комнаты. Ровное на первый взгляд покрытие оказалось иллюзией, умело срежиссированной чередующейся черной и белой плиткой.

Мое внимание привлекли две медные трубы с магнитами внутри, рядом с которыми разбросано много гаек. Посетителям нужно построить между трубами мост. Разве такое возможно? К моему удивлению, все получилось: магнитное поле труб прочно сцепило гайки.

Всегда посмеивалась над теми, кто верит в лечение с помощью рук. Разве от того, что кто-то поводит над головой ладонями, может улучшиться самочувствие? Но в очередной комнате, положив ладони на стол с вмонтированной измерительной шкалой, с замиранием наблюдала, как стрелка на приборе решительно ползет вверх. Значит, наши руки обладают свойствами, о которых мы даже не подозреваем.

Многие окружающие нас предметы и явления люди воспринимают как нечто само собой разумеющееся и не задумываются, как устроен наш мир. А ведь постигать его законы — занятие действительно увлекательное.

Подготовила Анастасия Петрушко, фото автора

Понятно без слов

Дворец профсоюзов

Довелось увидеть грузинский спектакль: в Минске с гастролями был Телавский драматический театр имени Важа-Пшавела.

Опыт удивительный и непривычный: два часа слушать совершенно непонятную речь. Да, вверху на белом полотне она дублировалась субтитрами на русском, но смотреть на них по большей части не было желания. Не то чтобы я наизусть знала текст «Двенадцатой ночи» Шекспира, скорее наоборот. Но отвлекаться не хотелось совершенно: каждый взмах руки актера, каждый поворот головы имел смысл. Да и своя магия есть в грузинской речи, пусть даже непонятной.

Аншлага мероприятие не собрало. Сложно сказать, что тому виной: недостаток рекламы или отсутствие интереса к Шекспиру в грузинской интерпретации. Совершенно неоправданное, кстати: описанные признанным классиком страсти куда легче рифмуются с грузинским темпераментом, чем со сдержанностью и чопорностью англичан. Кажется, актерам даже играть не приходится: они дают волю тому, что их и так переполняет без остатка.

Но думалось после спектакля не о Шекспире, не о белорусско-грузинской дружбе (многая ей лета!), а о поверхностном, наносном и глубинном, истинном. Из-за того что почти не следила за субтитрами, во все нюансы сказанного на сцене не вникла. Но главное было понятно без слов. Так и в жизни: не всегда важно, что вам говорят и сколь высокопарно выражаются. Значение имеют и интонация, и жест, а самое ценное — поступок. В жизни, которая есть театр, как заявлял Шекспир, правда, уже в другой пьесе, очень важно отличить пыль, которую красиво пускают в глаза, от истинного отношения.

Подготовила Мария Говорова

ТОП-3 О МИНСКЕ