На взаимоуважении

Юлия Бурдо
Автор материала:
Юлия
Бурдо

По такому принципу должно строиться любое общение. Прежде всего в школе.

В конце мая наш выпускной 11-й класс прощался с любимыми наставниками, которые за время учебы стали для нас родными. Я помню, как, подводя итоги последней четверти и выставляя годовые отметки, одна учительница не поскупилась на девятки и десятки. Уходили мы с последнего занятия в приподнятом настроении и обещали, что всегда будем ее помнить, любить и захаживать в гости. На что учительница лишь улыбнулась.

Спустя годы память хранит яркие моменты школьных будней. Но не все они связаны с чем-то радужным. Например, в детстве казалось, что кто-то из педагогов тебя недооценил — занизил отметку. Осталась обида. А из личной истории всплывают моменты, когда ты так рьяно старался, готовился к предмету, чтобы доказать обратное. С одноклассниками на встречах говорим о тех наставниках, которые скорее не позволяли расслабляться на протяжении всей учебы. И в какой-то степени та «щедрая» учительница была права, тактично улыбнувшись и не поверив нашим обещаниям.

Собственно, в жизни педагога все точно так же. Спроси у любого представителя благородной профессии о самых ярких и запоминающихся моментах из практики — обязательно вспомнят о трудных учениках, с которыми в конце концов удалось найти общий язык, или о маленьких хулиганах, срывавших урок. И это неудивительно. Именно в таких ситуациях и проявляется истинный профессионализм учителя. Ведь непросто завоевать доверие у группы подростков, которые так и норовят над тобой посмеяться или провоцируют конфликт. Важно и оказать реальную помощь родителям в воспитании чада. Сегодня этическая сторона работы наставника — едва ли не самая обсуждаемая тема в обществе. То, сколько отличников в классе, — позиция второго плана. Провоцируют резонансные отклики социальные сети, в которых один за одним всплывают неприятные фрагменты школьного урока: одна учительница не сдержалась и накричала на ребенка, другая потягала за ухо непослушного ученика и причинила ему физическую травму. Действия наставников никто не одобряет. Однако реакция общественности на такие примеры из учебных будней удивляет, мол, это зеркало всего образования, лицо со­временного учителя. Но ведь большинство трудятся по призванию и умеют находить педагогически верное решение из любой ситуации. После вышеописанных случаев с погорячившимися учителями решают принять этический кодекс наставника. И многие, кто успел с ним ознакомиться, поражены: ведь там нет ни единой новой позиции, это скорее констатация качеств и требований к тому, кто сеет разумное, доброе, вечное. Другими словами, очередная ненужная бумага. Но есть и вторая сторона вопроса — позиция родителей. Ни один взрослый, чье чадо было замечено в конфликте с педагогом, даже ни на йоту не пытается усомниться в правильном поведении сына или дочери. Считая, что истинный родительский долг — придать огласке вышедшую из ряда вон ситуацию, призвать к судебной ответственности обидчика. На мой взгляд, сего­дня надо говорить не о том, что должен учитель (он это знает), а о том, что должны мамы и папы. Придя в любое учреждение образования, они обязаны придерживаться действующих там правил. И доносить эти правила подрастающему поколению. Нельзя оскорблять человека, заметьте, не учителя, а любого человека. Необходимо быть толерантным к особенностям ближнего. Запрещено тайно проводить аудио- и видеосъемку и тем более размещать их в Интернете. Это элементарные правила личной культуры каждого. И кто должен вкладывать их в головы детей — родители или учитель?

Читайте и подписывайтесь на нас:

Читайте нас в Google News

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самое читаемое