Начальник главного финуправления Мингорисполкома поделился прогнозами относительно подорожания проезда в транспорте

Начался новый финансовый год. На чем город намерен заработать и на что потратить? 

Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с начальником главного финансового управления Мингорисполкома Алексеем Афанасьевым.

– Алексей Викторович, накануне нового года завершена большая работа по подготовке главного финансового документа – бюджета столицы. Каковы его особенности и основные параметры?

– Спасибо за поздравление. Прежде всего хочу отметить некоторые особенности формирования доходной части. Во-первых, она будет пополняться, в том числе с учетом повышения подоходного налога до 13 %. Во-вторых, повышен налог на прибыль для страховых организаций и банков до 25 %, было 18 %. Увеличены также отчисления до 6,29 % от налога на добавленную стоимость в казну Минска и базовая величина до 180 тыс. рублей. Кроме того, расширено право местных Советов депутатов по увеличению до 2,5 раза ставок налога на недвижимость и земельного налога отдельным плательщикам. Раньше было до 2.

В расходной части ничего не поменялось. Подходы сохранены – это обеспечение жизнедеятельности города во всех компонентах: зарплата, здравоохранение, образование, общественный транспорт. На 2015 год бюджет сформирован по доходам в объеме 35,7 трлн рублей, по расходам – 37,3 трлн рублей.

– Получается, в него заложен дефицит. Значит, городу придется потуже затянуть пояс?

– В этом году в целях увеличения объема финансирования расходов города Законом «О республиканском бюджете на 2015 год» предоставлено право по исполнению бюджета Минска с дефицитом. Он будет 1,6 трлн рублей. Однако это не означает, что у столицы недостаточно ресурсов на исполнение всех принятых обязательств.

В 2012–2014 годах бюджет города по доходной части перевыполнялся. И конечно, появились свободные остатки средств, которые и направят на восполнение дефицита. Поэтому речи о затягивании поясов нет, но сам бюджет подразумевает экономное, эффективное и рациональное использование каждого рубля. С дефицитом он принят или без, экономить надо всегда.

– Около половины затрат – 45 % – планируется направить на образование, здравоохранение, культуру, спорт. Выходит, бюджет сохранит свою социальную направленность?

– Акцент сделан на социально-культурной сфере, обеспечении ее жизнедеятельности. Расходы на нее запланированы в сумме около 13,5 трлн рублей.

– То есть минские учителя, социальные и медработники о своей зарплате могут не беспокоиться?

– И не только о зарплате. Они придут на свое рабочее место, где будет тепло, светло, словом, комфортно.

– Остановимся на важнейших аспектах инвестиционной программы. Финансирование каких мероприятий предполагается в первую очередь?

– До 30 % расходной части бюджета решено направить на ее осуществление. Правда, некоторые подходы в формировании инвестиционной программы немного поменялись. Вы же видите, что происходит в мировой экономике, на рынках.

Деньги направят в первую очередь на объекты, которые подлежат вводу в 2015 году, с высокой степенью готовности. Будут строиться объекты здравоохранения, образования, социально-культурной сферы. Предусмотрены средства на погашение ранее взятых кредитов.

Конечно, продолжится строительство третьей линии метро. Для этого кроме бюджетных ассигнований планируется привлечение и льготных кредитов Банка развития.

– Алексей Викторович, ситуация в экономике непростая. Какую самую сложную задачу предстоит решать финансовому управлению в 2015 году?

– Не секрет, что бюджет – зеркало экономики. Ее эффективная работа – сбалансированный бюджет с ритмичным наполнением. Если в наступившем году появятся дестабилизирующие факторы, то возникнут и трудности с доходами, финансированием расходной части. Поэтому перед нами в стадии планирования стояла задача сделать так, чтобы был какой-то зазор для маневра, чтобы смягчить возможные проблемы. И конечно, необходимо с удвоенным вниманием относиться к расходам.

– Алексей Викторович, не могли бы вы поделиться возможным прогнозом, например, повысят ли снова стоимость проезда в общественном транспорте?

– Если меня спросите, надо ли, отвечу: да. По одной простой причине: сегодня мы оплачиваем поездку в общественном транспорте в размере 30 % реальной стоимости. У наземного транспорта больше субсидий, у метро – меньше.

На сколько повышать и когда? Посмотрим на ситуацию. Ведь одномоментно поднять стоимость до 50–70 %-ного покрытия окупаемости невозможно, потому что и доходы населения сразу не увеличиваются. Подниматься оплата будет, но, думаю, не больше двух раз в год – по мере необходимости.

– Коль мы затронули стоимость проезда в общественном транспорте, не могу не задать этот же вопрос про услуги ЖКХ. Глава государства всегда подчеркивает, что они должны подниматься плавно, например, не более 5 долларов за год.

– Никто не поменял эти подходы. Сейчас очень активно работает группа по реформированию услуг ЖКХ. Эта сфера весьма проблемная. Государство субсидирует электроэнергию, тепло, горячую воду. Но мы хотим, чтобы у нас в подъезде была мраморная плитка, во дворе – красивая скамейка, вымощенные дорожки, газончик. Тогда давайте участвовать сами – приложим свои руки. Поэтому реформа ЖКХ и направлена на то, чтобы определить жизненно важные моменты, когда действительно нужна поддержка государства, учитывая, что мы потихоньку движемся к 100 %-ному возмещению расходов. И, наверно, это правильно. Не может государство постоянно все взваливать на себя.

Дополнительная информация

В 2015 году на финансирование здравоохранения в городе запланировано направить 6,2 трлн рублей, физической культуры и спорта, культуры и СМИ – около 750 млрд рублей; на финансирование образования предусмотрены средства в сумме 5,8 трлн рублей.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ