Начальник ГУПРа рассказал о новых торговых объектах и ценах в магазинах
Чем привлечь потребителя в эпоху товарного изобилия, нужны ли нам рынки и какие сюрпризы приготовили торговые объекты города к новогодним праздникам, рассказал начальник Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Андрей Улезло, отвечая на вопросы читателей газеты «Вечерний Минск», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
— Андрей Михайлович, в последнее время торговые сети все чаще приобретают магазины шаговой доступности, расположенные в микрорайонах. Это нормально или вас такая тенденция беспокоит? Екатерина.
— Это общемировая практика, когда на рынке остаются наиболее крупные операторы. Сети расширяются, потому что их ресурс позволяет нормально обслуживать большое количество магазинов, к тому же производители предоставляют им хорошие скидки на товары. Мелкие торговые объекты в связи с высокой конкуренцией все равно вынуждены будут трансформироваться в общую сетевую структуру, потому что закупать продукцию для одного предприятия и для сотни — это разная цена. Наша задача — обеспечить в любом магазине все, что нужно жителям, а это широкий выбор продукции по приемлемым ценам и соблюдение высокого уровня обслуживания.
— Складывается впечатление, что небольшие районные рынки все меньше востребованы и продавцами, и покупателями. Как вам кажется, не изживает ли себя такая форма торговли? Антон Андреевич.
— Чем больше развивается традиционная розничная сеть, тем сильнее трансформируются рынки. Там в основном остаются сельхозпроизводители, которые предлагают свежие овощи, фрукты, мед, грибы, орехи, ягоды и прочее. Считаю, что рынки останутся и будут иметь ярко выраженный сезонный характер. Например, сейчас повышенным покупательским спросом пользуются новогодние товары, а рынки дополняют розничную торговлю, предоставляя горожанам разнообразный праздничный ассортимент.
— Часто замечаю, что цены на одинаковые продукты в магазинах различаются. Почему? Виктория.
— Если это фрукты и овощи, то цена варьируется в зависимости от качества, сортности и калибровки. Не может большое яблоко высшего качества стоить столько же, сколько несортовое. Это логично. К тому же, как я уже говорил, крупные ретейлеры получают от поставщика большие скидки — до 20-30 % от закупочной цены.
— То есть дело не в торговой надбавке?
— Цена зависит от объема закупки товара. При нынешней конкуренции нет смысла ставить максимальные надбавки, потому что товар не будет продвигаться. Года 3-4 назад наблюдалась иная картина: надбавки были стабильные и высокие на некоторые группы товаров. Но сейчас все изменилось. Идет борьба за объемы продаж, и торговля оперативно реагирует на эти условия, снижая стоимость порой до минимума. Таковы реалии.
— Часто ли горожане жалуются на столичную торговлю и какие претензии озвучивают? Юлия Павловна.
— В последнее время основные жалобы (до 90 %) касаются работы интернет-магазинов: иногда оказывается, что объекта нет, а деньги уже отправлены продавцу. То есть встречаются факты мошенничества. Остальные 10 % связаны с культурой обслуживания, техническим состоянием торговых предприятий и другим.
— Появятся ли в городе в следующем году новые торговые центры и магазины? Виктор.
— На 2019-й запланировано открытие торгового центра с супермаркетом на улице Асаналиева, на месте бывшего сезонного рынка. Там предусмотрены места и для сельхозпроизводителей. На улице Тимирязева начнет работать крупный торгово-развлекательный центр, в нем будут и магазины, и фуд-корты. Известная продовольственная сеть откроет объект в Брилевичах и два больших предприятия после реконструкции: на проспекте Газеты «Правда» и улице Маяковского. Также после обновления в новом формате заработают многие магазины шаговой доступности.
— Недавняя «черная пятница» показала, что снижение цены зачастую было мнимым или совсем незначительным. До зарубежного опыта нам далеко. Ирина.
— Я сам прошелся по торговым объектам, проанализировал. Например, в магазине одного известного зарубежного бренда скидки составляли 20 %, причем на товар двухлетней давности. Зачем его было держать 2 года? Надо менять менталитет торговых работников. Этот процесс только начался, но сдвиги есть. Первыми отреагировали на ситуацию руководители минских универмагов. Они поняли, что лучше продать изделие по минимальной цене, чтобы оно не занимало место на полке, и обновить ассортимент. И мы в этом году видим всплеск продаж в таких торговых объектах. Например, розничный товарооборот в ноябре доходил до 150 % к объемам прошлого года. Могу сказать, что в декабре стоимость некоторых товаров в городе снизится до 50-70 %.
— Одно время в столицу активно приходили известные бренды фастфуда. Ждать ли появления новых? Алексей.
— Может быть, но им непросто будет ужиться, ведь рынок у нас небольшой, а наполнение уже приличное. Думаю, будет развиваться тенденция фастфуда, организованного по принципу здорового питания, когда пища готовится не во фритюре, а на гриле, например. Это востребовано.
— Периодически в Минске проходят недели белорусской кухни, но никогда не встречал информации, насколько они востребованы горожанами. Иван.
— Они проводятся ежеквартально с сентября 2013 года в целях популяризации национальной кухни, участие принимают различные по формату объекты общественного питания. Посетителям предлагают специально разработанные блюда с едиными рецептурой, технологией приготовления и ценой.
Сегодня можно точно сказать, что недели белорусской кухни стали традиционными для минчан. Все чаще встречаешь людей — это отмечают и рестораторы, — которые за неделю посещают три-четыре объекта общественного питания, чтобы попробовать все представленные блюда по привлекательным ценам.
И если пилотный проект данного мероприятия насчитывал 10-15 объектов общепита, то сегодня в неделях принимают участие около 100 ресторанов, кафе. Надо отметить, что в это время поток посетителей существенно выше, чем в обычные дни. Поэтому столичные заведения общепита охотно отзываются на акцию.
— Какие сюрпризы предлагает торговля к Новому году? Зинаида Александровна.
— Розничная сеть предоставила к празднику более широкий внутригрупповой ассортимент товаров, что должно привлечь потребителя. Думаем и о ценах. Например, наши универмаги в этом году заключили прямые контракты с китайскими компаниями, а это сразу же сказалось на стоимости товара. Да и ассортимент совершенно иной предлагают. Речь о посуде, сувенирах, одежде.
Будут изменения и на «Калядным кiрмашы», что на Октябрьской площади. Они касаются не только оформления зон торговли, но и подачи предлагаемого ассортимента.
Фото Сергея Пожоги, из архива МН и Интернета