Начальник ОГАИ Московского РУВД и байкер Юрий Жихарев: «Надо быть самоубийцей, чтобы ездить без шлема»

Какие правила ПДД чаще всего нарушают начинающие мотоциклисты и к чему это приводит, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал начальник ОГАИ Московского РУВД и опытный байкер Юрий Жихарев.

Несоблюдение скоростного режима

Статья 18.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). Наказание: в зависимости от скорости движения предупреждение или штраф до 10 базовых величин (1 млн 500 тыс. рублей). Повторное нарушение: 5–15 базовых величин (750 тыс. – 2 млн 250 тыс. рублей) или лишение права управления на 3–12 месяцев.

– Чем выше скорость, тем меньше шанс среагировать на возникшее на дороге препятствие. Как пример, случай, произошедший в 2010 году, когда мотоциклист на проспекте Независимости не сумел объехать поворачивавшую на улицу П. Бровки машину скорой помощи. Сила удара была такая, что осколки мотоцикла разбросало до перекрестка проспекта Независимости и улицы Академической. Тело водителя отлетело на несколько десятков метров. Стоит сказать, что при скорости 200 км/ч любой камень на дороге, яма, песок, скользкое от дождя покрытие, сильный боковой ветер и даже пластиковая разметка могут привести к заносу и, как следствие, к падению. В лучшем случае мотоциклист получит серьезную травму, обычно же такое чревато летальным исходом. Понимаю любовь байкеров к быстрой езде, но не одобряю, когда газуют на дорогах. Хочешь гонять – делай это на специальных площадках.

Езда без прав

Статья: 18.19 КоАП. Штраф: 5–20 базовых величин (750 тыс. – 3 млн рублей). Повторное нарушение: штраф – 20–50 базовых величин (3 млн – 7 млн 500 тыс. рублей).

– В случае ДТП водителю без прав не выплачивается страховка. А ведь отремонтировать хороший мотоцикл после аварии стоит несколько тысяч долларов. Сдать экзамен в ГАИ на категорию «А» не так и сложно. Другое дело, что в Минске всего две школы при ДОСААФ по подготовке водителей мотоцикла. Причем учатся там обычно на байках с небольшим объемом двигателя, а потом, получив водительское удостоверение, парни покупают себе мощный аппарат и не знают, как он ведет себя на дороге. А отсутствие опыта – верный путь к ДТП. Поэтому вначале не следует ездить там, где большой автомобильный трафик, к примеру, по проспекту Независимости. Нужно сперва привыкнуть к байку. Ведь даже два мотоцикла одинаковых марки и года выпуска имеют разные характеры. Следует также подружиться с опытными мотоциклистами. Мне, когда начинал кататься, помогали ребята, которые ежегодно проезжали по нескольку тысяч километров… Но не стоит пытаться сразу подражать профессионалам. Иначе есть шанс оказаться в комичной ситуации. Как-то мы двигались группой мотоциклистов по МКАД. Когда повернули в сторону проспекта Победителей, молодой парень, севший за руль недавно, прибавил газу. Во-первых, чуть не упал при наклоне мотоцикла, во-вторых, коснулся ногой выхлопной трубы. В итоге у него выгорели штаны. Если бы был без экипировки, то на память получил бы еще и сильные ожоги.

Отсутствие экипировки

Статья: 18.12, часть 4, КоАП. Наказание: если нет шлема или он не застегнут – предупреждение или штраф до 1 базовой величины (150 тыс. рублей).

– Нужно быть самоубийцей, чтобы ездить без шлема. Для скоростных мотоциклов обязателен полный комплект одежды с антитравматическими вставками, защищающими позвоночник, локти, колени. Не стоит забывать и о специальных перчатках, потому как первое, на что приземляется человек, – руки. Когда ездил на короткие расстояния, еще мог позволить себе не надеть штаны и сапоги, без остального даже и не думал садиться за руль. Из опыта работы в ГАИ видел, что происходит с пижонами, по-другому их назвать не могу, которые ездят на спортивном мотоцикле в шортах, шлеме в виде кастрюли и солнцезащитных очках. При падении они стирали об асфальт и кожу, и мясо, а в некоторых случаях и кость. Экипировка однажды спасла жизнь моему другу. Мы ехали тогда в Одессу, и его мотоцикл упал. Визуально казалось, что парня придется собирать по частям. Но, к счастью, он был полностью одет в защиту и приземлился удачно, поэтому отделался лишь вывихом руки. В ином случае такой полет, скорее всего, закончился бы трагедией.

Алкогольное опьянение

Статья: 18.16 КоАП. Наказание: штраф 15–35 базовых величин (2 млн 250 тыс. – 5 млн 250 тыс. рублей) с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 года. Если водительского удостоверения нет – штраф 25–45 базовых величин (3 млн 750 тыс. – 6 млн 750 тыс. рублей).

– Как и езда без шлема, еще один изощренный способ самоубийства. Не стоит садиться за руль, даже если выпивал днем ранее. Да, в крови не будет алкоголя, но похмельный синдром даст о себе знать – реакция у человека станет заторможенной. А ведь управлять байком нежелательно даже уставшему. Я когда-то ездил из Минска в Одессу и чуть сам не заснул за рулем. Больше таких ошибок не допускаю – страшно представить, что могло со мной тогда произойти.

Нарушение рядности

Статья: 18.14.6 КоАП. Наказание: предупреждение или штраф до 5 базовых величин (750 тыс. рублей).

– При движении между рядами мотоциклиста ожидает куча неприятных сюрпризов. Были случаи, когда владельцы или пассажиры автомобилей, стоявших в пробке, открывали двери, а через них перелетали набравшие скорость байкеры. Также из окна машины могут выбросить окурок, или же байкер врежется в руку водителя, высунутую из авто. Как итог, один окажется на асфальте, второй получит перелом конечности. Или просто автомобилист не заметит мотоциклиста и резко перестроится… Плюс нужно еще постараться, чтобы проехать между рядами и не задеть ни одного зеркала. Я так никогда не делал, не видел в этом никакого удовольствия. Лучше по крайнему ряду аккуратненько проехать.

Трюки на дороге

Могут расцениваться как создание аварийной обстановки. Статья: 18.14.10 КоАП. Штраф: 5–20 базовых величин  (750 тыс. – 3 млн рублей) с лишением или без лишения права управления на 3–24 месяца.

Я отлично езжу на одном колесе. Но никогда не позволю себе сделать подобный трюк на общей дороге, тем более в городе. Это показывает не класс гонщика, а его свинское отношение к окружающим. Ведь на улице помимо тебя – автомобилисты. Среди них встречаются представительницы прекрасного пола, пожилые люди. Как они поведут себя, увидев пролетающего мимо на одном колесе мотоциклиста, никто не знает. Подрежут его от испуга? Свернут на встречную полосу? Врежутся в бордюр? Поэтому, если хочется показать себя – практикуйся в каскадерстве на треках и специальных закрытых территориях… Но хочу отметить, что хамства с каждым годом становится все меньше. Еще пару лет назад каждый второй стремился промчаться на заднем колесе по проспекту Независимости и распугать всю детвору в районе ревом мотора. Сейчас чаще мотоциклисты выстраиваются группой на светофоре. Да, делают резкий старт, но потом плавно едут в своем ряду, соблюдая скоростной режим. Красота!

Справочно

С начала апреля в Минске в результате ДТП с участием мотоциклистов погибли два человека. Сотрудниками ГАИ выявлено более 70 нарушений ПДД владельцами двухколесного транспорта – в большинстве случаев это отсутствие прав категории «А».

 

Фото из архива газеты «Минский курьер»

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ