Начинал как школьный КВНщик. Стендап-комик — о шутках, концертах и заработке

Врач-нарколог днем, стендап-комик вечером. Иван Шумейко рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» об особенностях развития популярного искусства в столице.

— Иван, как ты пришел в стендап?

— В 10-м классе гимназии у меня была своя команда КВН. Однажды мы даже выиграли среди школьных лиг приз за самую лучшую шутку. После поступления в БГМУ хотел продолжить играть, но не смог найти единомышленников. Тогда первый раз попробовал себя в сольном выступлении, и мне понравилось.

— Комедия — твое призвание?

— У меня нет таланта шутить. Единственное, что хорошо получалось — случайно сказать что-то нелепое и так рассмешить людей. Всё, что получалось на сцене, результат кропотливой работы. Было много неудач, провалов, но где-то что-то выстрелило — и я это запомнил, стал дальше работать.

— Как ты придумываешь шутки?

— С использованием известных наработок в том числе. Есть книга «Пошаговое руководство по созданию комедийного шоу». В ней автор Грег Дин рассказывает о самой простой формуле шутки — в одну строку. В КВН мы ее звали «шутка на сломе».

«Я уже 40 лет люблю одну женщину. Слава богу, об этом не знает жена». В этой истории юмор строится на словосочетании «одна женщина», которое слушателями сразу воспринимается как синоним слова «жена» и показатель счастливого брака. Хотя «женщина» — это может быть и сестра, и жена, и любовница. И поэтому фраза «не знает жена» совершает «слом» и провоцирует смех, ведь оказывается, что он жену не любит.

— С чего начинаешь работу над текстом своего выступления?

— В стендапе меня сначала должна затронуть какая-то тема. Я обычно делюсь личными наблюдениями, говорю о проблемах отношений между людьми, об отношениях на стыке «пациент — врач», правда, без углубления в тонкости, чтобы суть была понятна любому человеку.

Если меня что-то удивило, разозлило и даже взбесило, значит, могу об этом говорить. А дальше расписываю основную мысль, создаю цепочку ассоциаций. И к каждому слову затем пытаюсь написать шутку. А уже из них собираю лаконичный текст. Просматриваю его несколько раз, что-то убираю и проверяю выступление на открытых микрофонах.

— Слышала, многие заведения не хотят помогать с организацией стендап-концертов. Странно, ведь жанр популярный.

— Думаю, они не боятся, а просто хотят от стендап-мероприятий слишком многого. У меня был случай, когда бар согласился предоставить нам площадку с условием, что за два часа выступлений их выручка должна составить 6 000 рублей. Наверное, многие заведения рассматривают наши выступления как возможность заработать в будний день столько же, сколько в выходные.

— А с бесплатными открытыми микрофонами не помогают, потому что они бесплатные?

— Открытый микрофон — мероприятие рискованное, потому что темы там не редактируются. И комик может пошутить о чем угодно. Но неизвестно, станет это рекламой заведению или наоборот. И чаще отказываются те, у кого уже есть свои успешные мероприятия — караоке, концерт кавер-бэндов. Мы чаще сотрудничаем с заведениями, которые только раскручиваются, так как это взаимовыгодно. Для них выступления комиков — возможность набрать клиентуру. А для нас — площадка, на которой можно проверить материал.

— В России стендап — бизнес, а у нас?

— Нам не хватает рекламы, не хватает средств на нее. Приходится вкладываться по чуть-чуть. Есть и внутрицеховые разногласия. Но в концертах, организованных мной, нет никаких ограничений, нет черных списков и выступить может любой желающий, даже если мы с ним не друзья. Я пытаюсь добиться скидок для комиков в заведении, потому что знаю, сколько они зарабатывают. Стараюсь сделать комфортные условия для зрителей, чтобы они хорошо отдыхали. Мне хочется, чтобы люди улыбались.

Справочно

В Беларуси стендап зародился в 2012 году, но и по странам СНГ в целом ему не больше 10 лет, хотя в Америке этот жанр существует где-то полвека.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ