«Надо иметь зоркий глаз и крепкие нервы». Водитель мусоровоза в Минске — о своей работе

Надо любить свою работу, какой бы неблагодарной и грязной она ни была. О том, каково работать водителем столичного мусоровоза, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Зорким глазом

С Владимиром Федорóвичем встретились около его габаритного «МАЗа» у подъезда одной из высоток на ул. Заславской. Через несколько минут он уже привычно отправлял манипулятором очередной контейнер в приемную камеру мусоровоза. А затем продемонстрировал мне филигранное вождение — задним ходом по узкому дворовому проезду в считанных сантиметрах от припаркованных с обеих сторон автомобилей.

— За 20 лет работы в «Спецкоммунавтотрансе» и не тому научишься, — улыбаясь говорит Владимир. — Прежде всего нужен глаз да глаз за пешеходами, особенно шаловливой ребятней, хотя мой «МАЗ» и оснащен системой GPS, камерой заднего вида, боковыми зеркалами, сиреной и оранжевыми маячками. В последние годы многие горожане обзавелись авто, а некоторые семьи — двумя. Паркуются в основном во дворах, а Центральный район застраивался еще в советские годы. Подъехать к металлическим контейнерам или мусорным площадкам, а на моем маршруте их шесть, непросто.

В домах на улицах Заславской, Танковой, Мельникайте и Орловской, которые обслуживает водитель, еще пользуются мусоропроводами. Контейнеры выкатывают к подъезду на свободное место, обозначенное желтой полосой, но очень часто оно занято личным транспортом. Владимир тогда созванивается с владельцем, если тот оставляет телефон, либо сам передвигает контейнеры в другое место, благо они на колесиках. Иногда случается уезжать не загрузившись. Правда, позже приходится возвращаться.

— К помощи милиции не прибегал ни разу, хотя порой отдельные граждане ведут себя неадекватно и агрессивно, — рассказывает собеседник. — Поэтому водителю мусоровоза надо иметь не только зоркий глаз, но и крепкие нервы, устойчивую психику, быть вежливым и доброжелательным. А главное, ты должен любить свою работу, какой бы грязной и неблагодарной она ни была. Не каждому ведь дано быть космонавтом!

Век живи, век учись

В. Федорович на предприятии не только старожил, но и непререкаемый авторитет. Еще в 2013-м удостоился почетного звания «Минский мастер», а в минувшем марте стал заслуженным работником жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. Вот какую характеристику дал ему начальник производственного участка Дмитрий Шумченя:

— Владимиру Федоровичу доверен самый ответственный участок — центр столицы. Такие труженики, как он, — это золотой фонд любого предприятия. Исполнительный, ответственный, коммуникабельный, позитивный. Бережно относится к технике, при необходимости помогает коллегам и молодежи. Он общественный инспектор по охране труда и бригадир Центрального района, курирующий 15 водителей мусоровозов. Правая рука мастера участка. Содействует лучшей организации производственного процесса. А еще он охотно участвует в спортивных и культурных мероприятиях коллектива.

Небольшой экскурс в личную историю столичного мастера. После окончания средней школы Владимир получил водительские права, работал столяром и даже лесником, был охранником на строительном рынке в Уручье. Поменять профессию посоветовали знакомые водители мусоровозов, и он нисколько об этом не жалеет. В «Спецкоммунавтотрансе», кстати, работает диспетчером и дочь Елизавета, оканчивающая учебу в БНТУ на факультете машиностроения. Папа теперь тоже грызет гранит науки по специальности «техник-механик», учится на последнем курсе машиностроительного колледжа. А так как колледж является филиалом БНТУ, планирует продолжить образование:

— Никогда не думал, что вновь сяду за парту. Когда на первом экзамене в колледже получил 5 из 10 баллов, был несказанно рад. Это для меня высший пилотаж, ведь я учился по 5-балльной системе!

У Владимира есть два авто. Раритетный «Ауди-200» с мощным мотором с удовольствием «седлает», когда выбирается с женой Светланой и дочерью на свою малую родину — в деревню Замостье Слуцкого района, где живет мама. Здесь и хорошо обустроенная дача — с газовым отоплением, баней, гаражом, садом и огородом. Владимир гордится тем, что в земляках у него легендарный советский разведчик Михаил Мукасей.

Штраф до 500 долларов!

— Как у любого транспортника, работа у меня начинается рано. В 6:30 прохожу медосмотр, затем получаю путевой лист, переодеваюсь в спецодежду и выезжаю на линию, — поясняет Владимир. — Машина к этому времени уже вымыта снаружи и изнутри. Для кабины специально выдают дезинфицирующие средства, так что запахи от камеры чувствуются лишь при непосредственной загрузке мусора. За смену, которая заканчивается в 16:00, а иногда и позже, в понедельник делаю три рейса, в другие будние дни — по два. При надобности 1–2 раза в месяц выхожу по субботам.

За день Владимир очищает от 140 до 150 контейнеров, которые используют жильцы и десяток предприятий и организаций. В зависимости от состава отвозит их содержимое на мусороперерабатывающий завод или на полигон «Тростенецкий», где тоже функционируют две сортировочные линии.

По личным наблюдениям 49-летнего В. Федоровича, столица Беларуси славится чистотой и порядком. Но в большей степени это касается ее широких дорог и улиц. А вот на дворовых территориях микрорайонов культура обращения с твердыми коммунальными отходами и чистоплотность отдельных граждан оставляют желать лучшего. Относится это и к сортировке мусора. Выбрасывают его в одном пакете, хотя совсем рядом контейнеры для раздельного сбора мусора. Знакомый Владимира, проживающий ныне в США, рассказал ему, что в штате Майами за процессом сортировки следят видеокамеры. Нарушителю грозит штраф до 500 долларов! Наверняка помогло бы это оборудование и в объективных разбирательствах по случаям ДТП с участием мусоровозов. А они, увы, не редкость, и большая их часть происходит именно во дворах. К слову, дважды за свою карьеру Федорович также был оштрафован за незначительные повреждения авто. В одном случае зимой «МАЗ» повело во время гололеда, во втором — проезд был слишком узким.

— Знаю, работа моя особо престижной не считается, хотя в Европе и США мусорщик — очень важная и хорошо оплачиваемая профессия, — подчеркивает В. Федорович. — Впрочем, руководство нашего предприятия во главе с Анатолием Жавридом делает все возможное, чтобы у людей были достойные зарплата и условия труда. «Спецкоммунавтотранс», считаю, в этом преуспел. Сегодня к нашим услугам прачечная, швейная, сушилка, где можно привести в порядок спецодежду, просторные гардеробные, души с санузлами. Есть комнаты приема пищи, даже банька и тренажерный зал. Для желающих большей релаксации — база отдыха «Лесная поляна» недалеко от Мяделя. Весьма приемлемые условия созданы для содержания и ремонта самой техники: автомойка, станция диагностики, слесарная и другие мастерские.

Справочно

На балансе предприятия — 54 машины с боковой, 55 — с задней загрузкой мусора и 7 контейнеровозов.

По итогам полугодия с участием мусоровозов «Спецкоммунавтотранса» случилось 19 ДТП, причем 90 % из них пришлось на дворовые территории. За этот же период из города вывезено 1 136 000 м3 ТКО (78 000 т), а также 233 000 м3 ВМР (8 000 т) и 77 000 м3 (17 000 т) крупногабаритного мусора.

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ