izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

«Надо учиться у мастеров!». Главный режиссер Музыкального театра — о начале пути, Товстоногове и нынешних студентах

Главный режиссер Белорусского государственного академического музыкального театра Михаил Ковальчик в профессии более 50 лет, поставил на сценах разных театров свыше 200 спектаклей. Чему научился у Георгия Товстоногова, как попал на банкет к Андрею Макаенку и что удивило Алеся Адамовича, М. Ковальчик рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости».

Kovalchik

Фото из архива Белорусского государственного академического музыкального театра

— Михаил Станиславович, неужели ни разу не было желания сменить профессию, ведь наверняка не все давалось легко?

— Ни разу. Всегда говорил, что меня могут лишить должности, но не профессии. Мне доводилось переезжать в Волгоград, Пятигорск, Красноярск, менял должности, но профессию — никогда. Она настолько многообразна и сложна, что даже опыт прошлых постановок не помогает, когда встречаешься с новыми автором и музыкой. Понимаешь, что это — новая Вселенная, которую нужно открывать.

Легендарный Георгий Товстоногов, с которым работали 5 лет, говорил о том, что поставить спектакль может человек, знакомый с театром, но получится он ремесленным. Когда же режиссер сочиняет концепцию, не нарушая содержания пьесы, привносит свое видение, получается интересный спектакль.

— С Георгием Товстоноговым вас связывает интересная история. Расскажите о ней подробнее.

— Все зависит от меры фанатизма, в сегодняшних студентах мне не хватает этого. Помню, приехал к Товстоногову, чтобы получить разрешение проходить у него практику. Ожидал в гостинице «Украина», где у него был банкет с грузинскими друзьями, боялся нагло войти без приглашения. Официантки предлагали его позвать, но я не соглашался, а потом одна из них все же позвала. Георгий Александрович вышел и зычным голосом спросил, кто его ожидает и что от него нужно. Я ответил, что хочу пройти у него практику. Он взял блокнот, где было указано, что он — народный артист Советского Союза, лауреат различных премий, профессор, и сказал, что не возражает, чтобы с сентября по декабрь я был у него на практике.

Так смог оказаться рядом с ним и наблюдать за его работой. Дружил и с завлитом театра Диной Шварц, брал у нее читать пьесы, и она предложила поработать с произведением Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Она рассказала, что в театре открылась Малая сцена и Товстоногов ищет молодых режиссеров, чтобы поставить на сцене пьесу, которая заинтересует его.

Пьеса мне очень понравилась, прочел ее и придумал режиссерский ход — соединить кинематограф с театром, ведь у Володина произведение было задумано как киноповесть, скорее не для театра, а для кино. Георгий Товстоногов интересовался, что нужно сделать, чтобы я остался в театре после практики. Сказал, что его письма в институт будет достаточно. Письмо тотчас было составлено.

Когда вышел из его кабинета, подпрыгнул так высоко, что достал рукой до потолка, настолько был потрясен. Сколько потом ни пытался повторить это уже в обычном состоянии — не получалось!

И вот под руководством Г. Товстоногова я стал режиссером, начал работу над пьесой, распределил роли и даже поспорил с ним немного. Но самой страшной оказалась первая читка. Думал, буду смотреть и учиться у мастера, а получилось по-другому. Товстоногов представил меня труппе как молодого режиссера из Минска, сказал, что буду работать вместе с ними над пьесой, и ушел. Я покрылся потом, потому что передо мной сидели народные артисты, и я дрожащим голосом спросил, читали ли они пьесу? Когда услышал отрицательный ответ, предложил прочесть. После этого случая встречи с труппой любого театра для меня были не страшны. Неважно, какого ранга режиссер, актеры слушали его беспрекословно — так был устроен театр Георгия Товстоногова. Они подключали свой опыт, слушая мой лепет, и получался результат.

музыкальный театр— Сейчас, когда вы преподаете в Белорусской государственной академии искусств и под вашим началом трудятся молодые режиссеры, вспоминаете ли приемы, которые освоили тогда?

— Четыре с половиной года я работал в Большом драматическом театре, он и его актеры настолько запали мне в сердце, что стали критерием качества работы и компасом в профессии. Сейчас вышло много книг о Товстоногове. Это неоценимые учебники. Он уверял, что ничего нового не открывал, продолжил систему Станиславского и переосмыслил ее по-своему, и другим режиссерам советовал так делать. Режиссер, если он талантлив, умен и научен методологии, может открыть столько нового! Актуальность либретто может пропадать, и его нужно переделывать, а музыка великих композиторов вечна. Весь мир узнал об этой системе через учеников Станиславского, которые оставались в других странах и преподавали, как, например, Михаил Чехов в Голливуде. Он воспитал 137 обладателей премии «Оскар», в том числе Мэрилин Монро.

— Вам довелось поработать с Алесем Адамовичем и Андреем Макаёнком. Что вам это дало?

— Помню, работал вторым режиссером у Бориса Луценко, у меня было много встреч и работы с авторами. Борис Иванович придумал перенос действия, происходившего в Хатыни, в центр зала. На площадке все условно горело. Когда Адамович узнал о задумке поставить его «Хатынскую повесть» в театре, сказал, что Борис Иванович сошел с ума, потому что видел эту историю больше подходящей для кино. Но полученный результат заставил его изумиться и изменить мнение.

С А. Макаёнком я встретился в Минске, когда прочел его пьесу «Таблетка под язык». Он пригласил на премьеру спектакля по этой пьесе в Театр сатиры, где играл Анатолий Папанов. Уверил, что оставит приглашение на мое имя в кассе театра. От такого нельзя было отказаться! Премьера состоялась, я ощутил полный восторг! Подошел к Андрею, он пригласил меня зайти в гостиницу «Москва», где остановился. Захожу в его «люкс», а там человек 15 на шикарном банкете. И все же мы нашли возможность пообщаться, а потом Андрей Егорович пообещал приехать на премьеру спектакля по этой же пьесе, которую я поставил в Брестском театре.

— Вы говорите, что вами в профессии двигал фанатизм. Но, наверное, не только он, но и вера в свои силы, в то, что можешь в профессии что-то изменить…

— Ученик знает, что надо сделать, а мастер — что не надо. Когда находишь в жизни то, чем тебе интересно заниматься, молодость создает реактивную тягу, которая может многое пробить. Учеба у Веры Редлих и Георгия Товстоногова дала мне такую платформу. Надо учиться у мастеров!

— Сейчас рядом с вами молодые режиссеры. Видите ли в их глазах то желание учиться, которое было у вас?

— Ребята другие, но в некоторых есть эти черты. Например, в молодом режиссере Валерии Чигилейчик. Среди студентов она завоевала право поставить на нашей сцене спектакль. Первая ее работа «Снежная королева» оказалась удачной, что позволило взять Валерию в штат театра. Отмечу, что в моей педагогической практике в театре помогает Эмилия Ковальчик, есть у нее и актерский талант. Она прошла школу Веры Редлих. Сейчас работает ассистентом режиссера.

— Знаю, сейчас вы работаете над поиском нового материала. Что можете рассказать об этом?

— Многие актеры нашего театра на Малой сцене обнаружили наличие у себя большого драматического таланта, преодолев все препятствия. Спектакль «Свадьба в стиле ретро» нашел отклик в сердцах зрителей, критиков, мы получили награду на Ялтинском фестивале за лучший актерский ансамбль в борьбе с драматическими театрами. Поэтому сейчас работаю над поиском нового материала, который сможет тронуть сердца зрителей и будет так же успешен.

Есть необходимость поставить новую оперетту. Присматриваюсь к «Марице» Имре Кальмана и «Цыганской любви» Франца Легара. Там потрясающая музыка! Есть что спеть и сыграть. Хотелось бы поставить спектакль по произведению Татьяны Мушинской «Легенды о Минске». Олег Ходоско написал замечательную музыку. Нужно доработать драматургический материал, и художественный совет решит, брать ли ее в репертуар. Планов много, надеюсь, удастся их осуществить и увидеть в нашем театре полный зал зрителей.

Смотрите также:

https://youtu.be/Gxy5WoG17Wc

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
«Это женский рай!» Блогеры посетили крупное предприятие в Минске во время «Марафона единства»

«Это женский рай! Можно меня тут оставить?» — с таких возгласов началась экскурсия по предприятию «ГАЛАНТЭЯ», которое белорусские блогеры посетили во время республиканской общественно-культурной акции «Марафон единства» 23 января. Что вызвало такой восторг, рассказывает корреспондент агентства «Минск-Новости».

20250123 102040 kopiya

Знакомство с компанией директор Александр Набздоров начал с козыря — ассортиментного кабинета, в котором выставлены все виды продукции: женские, мужские и детские сумки, рюкзаки, ремни и другие аксессуары. Все они вызвали неподдельный интерес гостей, однако в центре внимания ожидаемо оказалась последняя лимитированная коллекция — из натуральной кожи, шерсти и меха.

20250123 091220 kopiya

— Эти коллекции на самом деле лимитированные, — пояснил руководитель предприятия. — Если мы объявляем, что продаем только 10 изделий, то будьте уверены, так оно и есть: у каждой сумки на внутреннем кармане будет свой порядковый номер. Как правило, мы шьем их из материалов, которые еще только пробуем, тестируем. В дальнейшем из них могут делать и другие изделия, но лимитированные повторяться не будут. Покупатели заказывают их из задора, интереса и желания носить действительно индивидуальную вещь. Но и наши потоковые изделия нельзя назвать рядовыми — к каждому сезону мы выпускаем новую коллекцию.

Как делают сумки из кожи? II Блогеры на производстве II Экскурсия на "Марафоне единства" в МинскеКак делают сумки из кожи? II Блогеры на производстве II Экскурсия на "Марафоне единства" в Минске

— Я поражена количеством и разнообразием форм, цветов сумок, так современно, как у дорогих брендов. Интересно посмотреть, как это все делается, изучить предприятие изнутри, взглянуть на оборудование. Раньше я была мало знакома с компанией «ГАЛАНТЭЯ» и покупала только детские рюкзаки этого бренда, а теперь захотела сумку и себе, — восхитилась столичный блогер Юля Мустонен.

20250123 095128 kopiya

20250123 100530 kopiya

К слову, вдохновляются дизайнеры белорусских сумок в том числе в мировой столице моды Милане. Работают на упреждение: в магазины еще не поступила весенняя коллекция, а специалисты уже готовят новинки на осень 2025 года.

20250123 091417 kopiya

— Мы посещаем выставки, смотрим, что производят модные дома, изучаем анонсированные на год материалы. И свои коллекции разрабатываем с учетом трендов. Если во всем мире набирает популярность велюр и замша, то и у нас будут изделия из них — над созданием новых коллекций трудятся десять художников-модельеров. Конечно, они сотрудничают с отделом маркетинга, который предварительно изучает рынок: сколько необходимо выпустить мужских и женских товаров, какие у них должны быть конструкция и предельная цена.

С зарубежных выставок специалисты «ГАЛАНТЭИ» возвращаются не только с пониманием трендов на будущие сезоны, но и с образцами кожи. Их передают столичному предприятию-партнеру, выпускающему материалы для пошива сумок.

20250123 093819 kopiya

— Мы можем с гордостью сказать, что до 75 % нашего сырья — белорусского производства, в том числе имитации редких видов кожи, например страуса. Частично закупаем турецкие и итальянские материалы, но лишь потому, что получить всю гамму цветов и текстур от одного производителя невозможно, — комментирует глава предприятия.

20250123 092540 kopiya

Из натуральных кожи, замши, велюра, нубука отшивают около 65 % изделий предприятия. Для блогеров А. Набздоров пояснил, как отличить натуральную кожу от синтетического материала. Для этого нужно поджечь край материала: если запах будет химический, то это синтетика.

20250123 094244 kopiya

— Спилок, к слову, это не склеенный из обрезков материал, а составляющая часть натуральной кожи. Допустим, для пошива изделия нам требуется толщина кожи меньше, чем есть в куске. Тогда работник срезает нижнюю часть материала, который и называется спилком. Это полноценное сырье, которое в дальнейшем обрабатывают, например делают из него велюр, — делится секретами производства А. Набздоров.

20250123 094139 kopiya

После знакомства с масштабами производства — на предприятии работает 750 человек, а из цехов «ГАЛАНТЭИ» ежегодно выходит около 600 тыс. изделий — участники экскурсии охотно поделились впечатлениями.

Меня очень удивило, сколько людей работает на производстве. Это ручной труд, где каждый работник отвечает за свою операцию. Сумки очень модные, стильные, классные. Наше белорусское производство — это повод для гордости, — рассказала блогер Лена Трасюк.

20250123 092940 kopiya

— Никогда не бывала прежде на предприятии, выпускающем сумки и ремни, поэтому мне здесь было безумно интересно. Производство современное, модернизированное. Очень впечатлил ассортимент изделий, особенно женских сумок. Все девушки их обожают, а в магазинах их не так много. Буду почаще заходить на сайт предприятия, — добавила ее коллега Екатерина Залынская.

Фото автора

Минский колледж сферы обслуживания приглашает на день открытых дверей 25 января

День открытых дверей для абитуриентов и их родителей состоится в Минском государственном колледже сферы обслуживания 25 января, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу учреждения образования.

mgik – vstrecha v kolledzhe sfery i obsluzhivaniya 46 kopiya

Мероприятие начнется в 13:00. Колледж расположен по адресу: ул. Семашко, 7.

В пресс-службе обратили внимание, что с этого года на базе девяти классов в колледже открываются две новые специальности — «библиотечное дело» и «техническая эксплуатация электронных устройств».

Также есть возможность получить образование по специальностям «розничные услуги в банке», «финансовая деятельность», «почтовая деятельность», «техническая эксплуатация приборов и аппаратов» и «социальная работа». Кроме того, на базе 11 классов осуществляется подготовка по специальности «розничные услуги в банке».